Almanah.png
Волонтёрство за кулисами Евровидения или Нашо ото працювати без грошей?

malВ мае в Украине впервые после Евро 2012 состоялось событие сопоставимого масштаба – международный песенный конкурс Евровидение 2017. В Киеве собралось 42 делегации стран-участниц конкурса, а также множество представителей прессы, огромное количество иностранных туристов. Как отметили все участники действа (в том числе Президент Европейского вещательного союза Йон Ола Санд), конкурс прошёл на высочайшем уровне.

В чём же секрет успеха? Что позволило качественно подготовиться к мероприятию? Одним из ключевых факторов того, что всё сложилось наилучшим образом, стало привлечение к организации Евровидения 900 волонтёров в результате многоступенчатого отбора. Мне посчастливилось стать одним из них: две незабываемые недели в мае я провёл в Международном выставочном центре в Киеве, буквально находясь в гуще всех событий.

Главные вопросы, которые задают практически каждому волонтёру друзья и знакомые, сводятся к двум основным:

  • Как это так – работать без денег? «Лучше бы занялся чем-то более полезным» :)
  • Ну хорошо, допустим, денег нет. Зачем это вообще нужно? Неужели оно того стоит?

Я уже не первый раз работаю волонтёром на мероприятиях большого масштаба. Свой первый подобный опыт я получил во время Евро 2012, когда в дни матчей футбольного чемпионата отвечал за техническую поддержку компьютерных систем и систем связи на стадионе, в пресс-центре и в центре аккредитации. На тот момент уже прошло несколько месяцев после моего выпуска из НУА.

Ключевой вопрос во всём этом – а зачем всё это волонтёру? Ответов может быть масса: у каждого человека свои причины податься работать без денег. Кто-то просто хочет «легально» пропустить пару недель обучения в университете. У кого-то интерес заканчивается получением бесплатных бонусов за волонтёрскую деятельность. Как правило, к таким бонусам относится бесплатная волонтёрская форма, проездной в общественном транспорте на время проведения мероприятия и другие вещи.

Лично для меня всё вышеперечисленное скорее стало приятным дополнение. Но в целом мне было важно принять участие в этом по четырём основным причинам:

  • содействовать качественному проведению мероприятия Украиной;
  • посмотреть изнутри, как организовывается международный песенный конкурс с огромной аудиторией по всему миру;
  • по возможности пообщаться с людьми, которые как раз и составляют костяк этой самой организации;
  • попрактиковать свой английский.

Процесс отбора волонтёров на Евровидение начался во второй половине декабря, когда телеканал UA:Перший на правах телевещателя-организатора Евровидения призвал желающих поработать заполнить специальную анкету, в которой кандидаты указывали свои персональные данные, опыт работы и описывали свою мотивацию на участие. На первом этапе организаторы собрали около 12 тыс. заявок, среди которых отобрали примерно половину кандидатов. И уже их пригласили на очные собеседования с будущими тим-лидерами волонтёров.

Мне удалось пройти все стадии отбора, и в конечном счёте я стал волонтёром направления Production. Мне предстояло принять участие в организации непосредственно самих шоу, которые затем транслировались по всему миру. Если чуть подробнее, то речь идёт о подготовке делегаций к выступлениям, составлении сценария шоу и о настройке всего сценического оборудования (свет, звук, компьютерная графика и т.п.)

14 апреля – пробный шар. В этот день мне удалось попасть на ночную смену ассистентом в Lighting Crew (немецкая команда светотехников), успев вовремя отреагировать на призыв к добровольцам поработать в Международном Выставочном Центре (МВЦ) ещё до официального начала работы. Тогда, конечно, wow-эффект был самым сильным, потому что тогда впервые удалось воочию лицезреть всю эту организационную громадину в виде огромной сцены, уже смонтированного фонового видеоэкрана, огромного количества светотехники, а также «центр управления» всем этим в виде кучи разнообразных пультов, экранов и компьютеров.

В дальнейшем, уже во время проведения мероприятия (30 апреля – 13 мая), я в основном работал в так называемом Contest Office, рядом со всеми основными менеджерами и продюсерами шоу. В дни Евровидения МВЦ напоминал огромный муравейник, в котором каждый знал своё дело, свой круг обязанностей, что, когда и как надо было делать. Весь процесс где-то напоминал конвейер со строгим расписанием.

А уже с 8 мая началось самое интересное: так называемые Dress Rehearsals, которые у нас иногда принято называть «генеральными прогонами» или «генеральными репетициями». Это уже, по сути, полностью собранные согласно сценарию шоу, но с некоторыми оговорками. Например, участники не обязаны на каждой репетиции всё время присутствовать в грин-руме. Ну и, разумеется, хоть репетиция итогового голосования за участников шоу проводится, но результаты во время репетиций являются фальшивыми.

Лично мне удалось даже внести свой вклад в этот отлаженный до мелочей муравейник, когда возникла задача быстро преобразовать собранную в обычном Excel табличку с графиков Makeup & Hairstyle в удобочитаемый вид. Речь шла о том, чтобы выделить из общей кучи людей, расписанных в графиках, только тех, кто относится к каждому конкретному коллективу в интервальных актах. И затем развесить информацию в удобном виде в их гримёрках. Уж тут-то мне пригодились широкие познания в Excel и умение весь этот процесс автоматизировать. :)

В итоге во время всех шоу получилась идеальная ТВ-картинка (за исключением одного известного инцидента, но это чепуха по сравнению со всем остальным). Такой результат – это следствие титанических усилий около 200 человек из команды организаторов, которые целыми днями практически не спали накануне прямых эфиров. Благодаря этому удалось учесть все нюансы, провести «тонкую настройку» сценария и исправить возникшие ошибки.

Но в целом хоть всё перечисленное выше и было достаточно интересным, самое классное, что я вынес из всей этой волонтёрской истории – это атмосфера в МВЦ накануне и во время проведения конкурса. Высокий уровень дисциплины и ответственности за свои действия каждого члена команды (волонтёры, сотрудники, обслуживающий персонал) - даже когда напряжение высокое и сроки сильно поджимают. И при этом потрясающее воображение количество добра и дружелюбия тут же рядом. Готовность всегда прийти на помощь и поддержать коллегу, дружеское общение, да даже обыкновенное количество улыбок на квадратный метр – это неимоверный кайф, который врядли можно передать в тексте. Самое главное, что каждый принимающий участие в проекте мог внести свой посильный вклад в эту атмосферу. Достаточно было только изначально видеть в человеке рядом с тобой друга, понимать, что не всегда люди будут вести себя так, как тебе хочется, и стараться относиться ко всем вокруг с уважением. Это может показаться элементарным, но это далеко не всегда так уж просто – проверено на себе. Нам всем стоит об этом чаще вспоминать как в моменты радости, так и в какие-то критические моменты. Представьте, насколько всё станет проще, если люди в каждом сообществе (даже самом малом) договорятся так себя вести. Количество добра и любви в мире сразу же гарантированно повысится :).

В конечном счёте, я могу назвать полученный на Евровидении опыт действительно уникальным для себя. Работа в такой команде и на таком событии многому меня научила и заставила переосмыслить отношение ко многим вещам. Поэтому я всем настоятельно рекомендую попробовать волонтёрство – благо возможностей для этого хватает по всему миру.

Александр Кащавцев, БУ-2012 г.

1