История факультета

Поздней осенью 1991 года, после открытия в НУА начальной школы, «отцы-основатели» вплотную приблизились к проблемам вуза, идеей создания которого на принципиально новых основаниях «болели» давно. Основной костяк создателей высшей школы НУА составляли сотрудники кафедры научного коммунизма и социологии Харьковского юридического института, которая в течение длительного времени занималась проблемами становления интеллектуального потенциала общества и, как следствие – совершенствованием образовательной деятельности высшей школы. Однако многие, включая главного основоположника – В. И. Астахову, понимали, что создать вуз многократно сложнее создания школы. Поэтому какое-то время осторожность одерживала верх, несмотря на желание воплотить в жизнь идею «нового» вуза, рожденную в купе поезда «Харьков – Москва» во время беседы В. И. Астаховой с Е.М. Воробьевым, и попробовать реализовать на практике полученные теоретические наработки.

Тем не менее, текущие события волей-неволей все же подталкивали к решению вопроса создания вуза. Так, например, где-то в конце ноября – начале декабря 1991 года у нашего ректора состоялась встреча с одним из будущих студенческих родителей (впоследствии студентки факультета БУ Светланы Винник), который, узнав о начале работы в НУА начальной школы, был очень разочарован отсутствием вуза. Проблема заключалась в том, что при существующей в тот период жесткой системе конкурсного отбора в вузы, многие абитуриенты оказывались за бортом системы, причем зачастую по очень субъективным причинам. В основе же деятельности НУА, наряду с другими, лежал принцип предоставления возможности учиться всем, имеющим для этого желание и материальную возможность, причем последнее с годами приобрело меньшую актуальность. Подобные встречи стали, пожалуй, тем катализатором, которого оказалось достаточно, чтобы вопрос создания вуза (тогда высшей гуманитарной школы – ВГШ НУА) сдвинулся с мертвой точки. При этом на первый план вышла проблема – чему учить и кого готовить?

Как известно, существовавший в 1991 году в целом спектр специальностей, по которым украинские вузы готовили выпускников, не мог в полной мере соответствовать требованиям реформирования общества. Это было связано с тем, что достаточно консервативный государственный сектор высшего образования не был готов к переходу на подготовку специалистов по новым направлениям.

В результате подготовка специалистов по самым востребованным рыночным специальностям продолжала осуществляться с четко направленной профессиональной ориентацией: юридические вузы готовили юристов, экономические – экономистов.

В то же время наши представления о будущем вузе базировались, прежде всего, на желании создать что-то особенное, такое, чего до сих пор не было. Поэтому, с одной стороны, к идее создания экономико-правового факультета нас подтолкнула сама жизнь, поскольку переход к рыночной экономике и, в целом, строительство правового украинского государства обусловили повышенный интерес к изучению экономики и права. К тому же стала очевидной необходимость создания качественно новой модели специалиста, способного решать новые экономические проблемы на базе достаточно прочных системных правовых знаний. С другой стороны, эта идея была рождена в результате «слияния» творческих усилий преподавателей-основоположников, чья деятельность была тесно связана с экономической наукой и правоведением и которые понимали необходимость создания именно такого направления подготовки. В первую очередь – это первый заведующий кафедрой экономических дисциплин профессор Воробьев Е. М. и доцент Борисова В. И., возглавившая создание правовой подготовки и на факультете, и в НУА в целом. Определенную лепту внес также первый декан факультета, а тогда студент-вечерник ХИЭИ и одновременно заочник НЮАУ (тогда ХЮИ), Астахов В. В., который, получая одновременно экономическое и юридическое образование, доказывал, исходя из собственного «студенческого» опыта, необходимость подготовки именно таких «сдвоенных» специалистов.

 

1

10 сентября 1992 г.

Таким образом, фактически уже к началу 1992-1993 учебного года факультет «Бизнес-управление», как и Высшая гуманитарная школа (ВГШ НУА), в целом, объективно вышел на новую модель специалиста, адаптированную к новым рыночным условиям (и, как подтвердила практика последующего трудоустойства выпускников – наиболее востребуемую на рынке труда), тем самым «застолбив» для себя собственную «нишу» – подготовку так называемых «экономистов с углубленной правовой подготовкой». В результате, создав оригинальные учебные планы и программы интегрированной подготовки экономистов, коллектив факультета разработал систему получения ими одновременно и широкой фундаментальной правоведческой базы. Необходимо подчеркнуть – именно одновременно, с полным взаимопроникновением и взаимодополнением как теоретических курсов, так и практической подготовки. Причем, это важно, поскольку уже к середине 90-х годов многие вузы, в т. ч. государственные, провозгласили у себя создание подобных направлений подготовки, найдя наиболее легкий путь отказа от непрестижных специальностей путем механической замены их теми, которые пользуются наибольшим спросом у работодателей.

Учитывая то, что традиционная подготовка специалистов по экономике или праву включает в себя нормативный перечень изучаемых дисциплин, достаточный для подготовки специалиста по одному из выбранных направлений, включение в него дополнительных учебных дисциплин в объеме, позволяющем говорить о подготовке так называемого «сдвоенного специалиста» в одном лице, потребовало бы увеличения суммарного времени на его подготовку как минимум до семи лет. А поскольку реализовать это практически невозможно и, прежде всего, по финансовым соображениям, то наибольшие трудности при создании факультетского учебного плана вызывали вопросы: каковы объем и содержание дополнительной правовой информации, которую должен получить студент экономической специальности?

Было очевидно, что в подготовке профессиональных экономистов недопустимо ориентироваться на «моду», на текущие и сиюминутные всплески рыночного спроса. Поэтому коллектив преподавателей факультета с самого начала его существования исходил из того, что ценность получаемого экономического образования как капитального блага всецело зависит от возможностей последующей профессиональной карьеры как главного фактора рыночной стоимости знаний и квалификации, приобретаемых в процессе обучения. Этот подход и лег в основу создания конкурентоспособной и эффективной позиции как факультета, так и вуза в целом, на рынке образовательных услуг.

 

5

Созданная за годы существования факультета модель специалиста в области экономики делает упор в его подготовке на связь базисных и вторичных профессиональных навыков через фундаментализацию обучения, то есть глубокое освоение основ современных естественных и социальных наук с целью формирования прочных навыков самостоятельного профессионального экономико-правового анализа собственной деятельности. Одновременно была доказана целесообразность при изучении правовых дисциплин на факультете основной упор сделать на профилирующие отрасли. Это позволило, во-первых, повысить уровень правового образа мышления выпускников факультета, а, во-вторых, что очень важно, позволило без потери качества исключить дублирование многих прикладных учебных дисциплин, использовав в учебном плане только одну из следующих пар дисциплин. Например: страхование и правовое регулирование страховой деятельности; банковское дело и банковское право, система налогообложения и налоговое право, инвестиционная деятельность и правовое регулирование инвестиционной деятельности и т. д.

Кроме того, каждая прикладная правовая дисциплина имеет свою серьезную и глубокую теорию. Следовательно, перенос центра тяжести на фундаментальные основы права сделало возможным в условиях динамичного законотворческого процесса осуществить стабилизацию учебных планов и программ. Все это позволило выполнить одну из важнейших задач – воспитание у выпускников факультета профессиональной самостоятельности и ответственности, уважения к общечеловеческим ценностям и закону. Подготовка такого выпускника – «экономиста с углубленной правовой подготовкой» позволяет даже говорить не о «сдвоенной специальности», а о подготовке «профессионального экономиста», способного хорошо разбираться в правовых вопросах организации хозяйственной деятельности и уметь самостоятельно определять правовые формы и рамки хозяйственных операций.

Сегодня, по прошествии полутора десятка лет, можно утверждать правильность выбранного направления подготовки, что подтверждается успешным трудоустройством выпускников. В то же время нельзя не отметить еще одну существенную особенность обучения на факультете – подготовку по иностранному языку. С самого начала было понятно, что традиционное количество часов на изучение иностранного языка не соответствует выбранному направлению реализации на факультете идеи подготовки высококлассных специалистов.

И вот, начиная с 1999-2000 учебного года, благодаря стараниям команды единомышленников факультетской кафедры английского языка, в большинстве своем состоящей из молодых преподавателей-выпускников факультета «Референт-переводчик», и безгранично творческого человека, профессионала, влюбленного в свое дело – заведующей кафедрой Артеменко Л. А., иностранный язык на факультете изучается по уникальной авторской программе. Эта программа предусматривает значительное увеличение периода изучения языка, который для специалистов составляет четыре года, а для магистров – девять семестров, причем «ударная доза» приходится на первый курс, студенты которого «погружаются» в языковую среду по 8 часов в неделю. Обучение ведется по аспектам тремя преподавателями, как на специальном факультете: домашнее чтение, аудирование и грамматика. Результатом такой новации стало существенное повышение качества подготовки студентов по английскому языку. Так, например, благодаря качественной профессиональной подготовке, студенты только нашего факультета работали переводчиками во время проведения на территории Харьковской области в 2000 году совместных учений МЧС Украины и США, а также на проводимом в Харькове в 2001 году Европейском чемпионате по синхронному плаванию. Кроме того, с 2001 года лучшие по рейтингу кафедры студенты, начиная со II курса, получили возможность изучать второй иностранный язык в объеме 100 часов в год.

Таким образом, за период с 1992 по 2009 год на факультете «Бизнес-управление» сложилась система подготовки высококлассных экономистов-профессионалов, в основе подготовки которых лежат три «современных кита» успешности: экономика, право и иностранный язык.

2

29 мая 1997 г.

Исторический очерк о становлении факультета был бы неполным без рассказа о его студентах, которые наполняют его жизнь заботами и тревогами, успехами и достижениями, но в целом являются его гордостью и надеждой. Набор 1992 года составил 100 человек, из которых первые дипломы Академии получили 52 выпускника. По разным причинам почти 50% не дошли до выпуска. Зато те, кто стал «первенцем» – первым выпускником НУА – это гордость Академии! Не хочется, чтобы читатель подумал, что первый набор стал самым любимым. Это не верно – все студенты любимые! Отношение же к первенцам определяется именно тем, что они были первыми! Они пришли в вуз, возраст которого не превышал года: ни громкого имени, ни традиций, ни имиджа. Был только коллектив единомышленников и безграничная вера в успех, в то, что у нас все получится. И они нам поверили! А в результате, благодаря студентам первого, а затем и второго, третьего и последующих наборов, была создана та удивительная атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, которую смело можно назвать факультетской семьей.

3

С самых первых дней существования высшей ступеньки образования в НУА в ней стали создаваться и культивироваться достаточно теплые партнерские отношения между преподавателями и студентами, которые были пронизаны сознанием, что все мы вместе делаем одно общее дело. И очень приятно, что практически все выпускники факультета и НУА в целом, оставшиеся работать в Академии после ее окончания, чтут и преумножают традиции педагогики партнерства, пользуясь заслуженной любовью и уважением у студентов. Это – Тимохова Г., Семенов О., Варганова О., Басманова О., Дурандина О.

Именно тогда были заложены традиции совместных поездок, вечеров, творческих и научных встреч, которые существенно способствуют реализации основного принципа НУА – воспитывать подрастающее поколение на собственном примере. А что может быть лучше, чем посидеть вместе у костра и повспоминать или помечтать?

10

Начиная с лета 1998 года на факультете реализуется программа «Мастер-класс», которая предполагала нетрадиционное, вне аудитории, общение студентов с лучшими преподавателями факультета – мастерами своего дела на территории базы отдыха в Старом Салтове. Сколько незабываемых впечатлений оставили в сердцах их участников эти семинары и деловые игры, которые всегда заканчивались задушевной беседой с мэтрами в лесу, у костра или на берегу реки.

Интересно, что и сами студенты очень тепло отзываются о системе обучения в атмосфере такого, можно сказать, семейного очага. Вот как вспоминает о годах обучения в Академии Собкив Инна (выпуск 2003 г.), в настоящее время аналитик компании «Sun Interbrew»:

4

«Что сохранится в памяти о пяти годах, прожитых в академии? Прежде всего, ощущение того, что академия была и остается Домом, той большой Семьей, которая учила, воспитывала, тренировала. Потому что, проживая в университете каждый день с 8 утра до 9 вечера, невозможно забыть репетиции КВН, подготовки к научным конференциям, рождение и деятельность Евроклуба, заседания Студенческого Союза. Незабываемы и тренировки по баскетболу, и летние месяцы в детском пансионате «Чайка»...

Сегодня факультет уверенно смотрит в будущее. И хочется верить, что так будет всегда.

Двадцатилетний рубеж – хороший повод для профессионального осмысления пройденного пути, анализа достижений и упущений, для понимания предпосылок нашего становления как живого и развивающегося учебного заведения. Каждый год остается в памяти своими достижениями, победами и проблемами, трудностями, которые кажутся порой непреодолимыми. Но снова и снова мы напрягаем мысли, силы, мобилизируем все свои возможности и, как всегда, выходим победителями. А по-другому за все эти 20 лет не было ни разу, все они оказались интересными, динамичными и богатыми на события!

Мы вошли в очередной этап своего развития. Это время полноценного полномасштабного функционирования факультета, углубления интеграционных процессов. В результате многолетней деятельности по совершенствованию учебно-методической работы мы добились по всем направлениям подготовки преимуществ, которые выгодно отличают выпускников факультета на рынке труда. Углубленное изучение иностранного языка и права делает наших студентов конкурентоспособнее «обычных» экономистов. Отечественные и иностранные компании, ориентированные на привлечение в сферу своей деятельности наиболее перспективных молодых специалистов, системно занимаются отбором лучших студентов-старшекурсников в высших учебных заведениях. Стабильный интерес они проявляют и к студентам НУА, особенно к факультету «Бизнес-управление», где на протяжении всех 5 лет обучения по специальным программам изучается английский язык. Стать специалистом, например, таких международных компаний, как «SUN In Bev» или «Рrocter&Gamble» для наших студентов – это реальность.

По-прежнему во главу угла мы ставим качество подготовки наших питомцев, четкую организацию учебного процесса, целенаправленную воспитательную работу, дающую свои позитивные результаты, и постоянное обновление материальной базы, обеспечивающей потребности учебно-воспитательной работы на уровне завтрашнего дня. И как итог – стабильно высокие показатели числа отличников и красных дипломов, победителей олимпиад, турниров и конкурсов студенческих работ различных направлений и самого высокого уровня. Так, в 2006/07 учебном году студент факультета Мовчан Иван занял I место по информатике на Всеукраинской студенческой олимпиаде, в 2008/09 учебном году показали высокие результаты Бурак Татьяна (I место на Всеукраинской студенческой олимпиаде по английскому языку) и Дробот Вячеслав (III место на Всеукраинской студенческой олимпиаде по страхованию). 2009/10 год также был богатым на победы наших студентов. Фурлет Андрей победил в конкурсе «Люди майбутнього» фонда Святослава Вакарчука и получил право 2 месяца обучаться на экономико-правовом факультете Одесского национального факультета (в рамках программы академической мобильности). Кащавцев Александр стал победителем Всеукраинской студенческой олимпиады по политологии. Опередив представителей многих вузов Украины, Калиберов Александр и Сошин Александр достойно выступили на Всеукраинской олимпиаде по экономической информатике (II и IV место), а студентки-выпускницы одержали двойную победу во Всеукраинском конкурсе «Аудитор-2010» (I место – Карнаух Александра, III место – Бовдуй Дарья).

Глубокую и качественную подготовку высококлассных специалистов подтвердила экспертная комиссия Министерства образования и науки Украины, проводившая 22–24 февраля 2010 года повторную аккредитацию специальности «Экономика предприятия» по наивысшему IV уровню. За 20 лет трудной, но результативной деятельности воспитательная работа на факультете стала неотъемлемой частью его жизнедеятельности, появились свои традиции, без которых сегодня факультет не мыслит своего существования.

Декан факультета В. В. Астахов