Новая концепция развития факультета «Бизнес-управление» ― шаг в будущее!

105Вот и закончились летние каникулы и пора отпусков ― впереди Новый учебный год! Однако, отпуск ― это не только долгожданный отдых, новые впечатления, встречи с друзьями, походы и путешествия, воспоминания о которых будут согревать нам наши сердца, это еще и кропотливая работа над завершением Новой концепции развития факультетов до 2035 года, которую мы и предоставляем вашему вниманию.

Будем весьма признательны за ваши оценки, замечания и предложения.

Председатель Совета факультета «Бизнес-управление»

профессор В.В. Астахов

 

КОНЦЕПЦИЯ,

стратегические задачи И МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ

ФАКУЛЬТЕТА "БИЗНЕС-УПРАВЛЕНИЕ"

на период 2017–2035 гг.

Введение

I. Основные итоги деятельности факультета за 25 лет его существования

II. Методологические основы разработки концепции

III. Стратегия и приоритетные направления деятельности факультета на период
до 2030 года

3.1. Главные стратегические установки

3.2 Миссия факультета

3.3. Цели факультета

IV. Задачи и мероприятия

 

Введение

Первоначальная стратегия развития факультета "Бизнес-управление" ХГУ "Народная украинская академия" на период до 2016 года” — документ, вобравший в себя разработки, которые проводились на факультете и НУА, в целом, с целью поиска ответов на вопросы, возникшие в связи с необходимостью модернизации экономического образования после перехода страны к рыночной экономике, совпавшего по времени с периодом создания и становления НУА. Такой подход, в отличии от естественнонаучных направлений, потребовал кардинального и энергичного обновления содержания экономического образования и неизбежно его структуры, а также технологий обучения (организации учебного процесса), научно-исследовательской работы и материально-технической базы.

Как показала практика, поставленные задачи были в основном успешно выполнены. Однако текущие изменения в экономике страны и другие, не менее важные, преобразования не только в украинском обществе, но и в мире, требуют существенных изменений в практике подготовки экономических кадров. Поэтому перед факультетом снова встала задача разработки новой, обновленной Стратегии развития до 2035 года.

Основой принятия решения об обновлении Стратегии развития факультета стали следующие аналитические материалы:

⎯доклады на Учёном Совете НУА и Советах факультета,

⎯предложения Круглого стола расширенного Совета факультета,

⎯проекты решений советов,

⎯подготовленные статьи аналитического и методического характера,

⎯результаты регулярных социологических опросов,

 

Документ составлен по классической схеме: итоги 25 лет работы факультета- видение и недостатки-миссия-цели-задачи-мероприятия-организационные изменения и новые структуры.

 

I. Основные итоги деятельности факультета за 25 лет его существования

Итоги четверть вековой деятельности факультета "Бизнес-управление" уверенно подтверждают правильность изначального выбора направления подготовки специалистов по так называемой "сдвоенной" специальности, которая за 25 лет своего существования существенно расширила рамки этой "сдвоенности", реализовав на практике модель подготовки современного экономиста.

Факультет одним из первых на Украине предложил именно новую, адаптированную к рыночным условиям модель специалиста ― экономист с углубленной правовой подготовкой, создав оригинальные учебные планы и программы интегрированной подготовки экономистов. Коллективы кафедр факультета и университета, в целом, разработали систему предоставления одновременно с экономическими знаниями и широкой фундаментальной правоведческой подготовки, причем с полным взаимопроникновением и взаимодополнением как теоретических курсов, так и практической составляющей, что, безусловно, представляет собой модель горизонтальной интеграции экономики и права.

Кроме углубленной правовой подготовки следует отметить существенную особенность факультета, связанную с изучением иностранного языка, который на факультете преподается по уникальной авторской программе, существенно адаптированной для экономико-правового содержания обучения, что, в свою очередь, подчеркивает успешность реализации еще одной грани интеграции содержания учебных курсов и программ подготовки современных экономистов.

Поэтому обучение студентов по направлению "экономист с углубленной правовой подготовкой", задекларированной 25 лет назад, представляет собой к началу своего второго четвертьвекового пути не так называемую "сдвоенную специальность", а является совокупно­стью компетенций, характеризующих в современных условиях по­нятие "профессиональный экономист". Это в полной мере подтверждают, как результаты прошедшей в 2015 году аккредитации факультетской специальности, так и результаты первичного трудоустройства выпускников и их последующий успешный профессиональный рост.[1]

Таким образом, факультет "Бизнес-управление" ХГУ "НУА" в 2016 году ― это:

― один из лидеров экономического и предпринимательского образования Харьковского региона и Украины, в целом;

― устойчиво и сбалансированно растущее научно-образовательное подразделение ХГУ "НУА", ведущее теоретические и прикладные научные исследования и экспертные разработки и эффективно сочетающее производство:

  • высококвалифицированных и фундаментально подготовленных научных работников, экспертов-аналитиков, преподавателей и других специалистов в области экономики и предпринимательства;
  • практикующих экономистов, а также предпринимателей ― людей, способных к созданию и управлению собственным бизнесом.

 

II. Методологические основы разработки концепции.

Методологической основой разработки концепции развития факультета в условиях формирования новой информационной глобальной экономики, во многом меняющей содержание профессиональных функций экономиста, его статус и полномочия стала Концепция развития экономического образования в НУА, реализация положений которой позволяет последовательно повышать качество подготовки выпускников, их компетентности, коммуникабельность, лидерские качества, их проектное мышление, профессиональную интуицию, самостоятельность и ответственность за порученное дело, умение работать в команде. Все это объективно требует также усиления роли информационной, правовой, социально-психологической подготовки и знания иностранных языков.

В основе методологического подхода лежат принципы созидательной деятельности, самостоятельности и новаторского творчества.

 

III. Стратегия и приоритетные направления деятельности факультета на период до 2035 года

3.1. Главные стратегические установки.

Стратегической задачей для глубокого и качественного обновления содержания и методов обучения должна стать дальнейшая ориентация не столько на т.н. "сдвоенную" (экономика + право + иностранный язык + компьютерные технологии) подготовку, сколько на формирование и усиление т.н. системы предпринимательского образования, необходимость в котором подтверждается мониторингом карьерного роста выпускников. Это приведет не только к усилению правовой составляющей подготовки профессиональных экономистов, но потребует также внедрения блока дисциплин, связанных с обучением и привитием навыков более эффективного использования иностранных языков и информационных технологий, позволит выпускникам факультета самим создавать себе рабочие места, занимаясь предпринимательством в наиболее приемлемой для них сфере.

В последние четверть века роль предпринимательства возросла, несмотря на кризисное состояние национальной экономики. Это подтверждается ростом количества выпускников нашего факультета, создавших или планирующих создать собственное дело.

Поэтому наполнение учебных программ дисциплин и в целом специальности элементами системы предпринимательского образования, нацеленного на подготовку и воспитание конкурентоспособных предпринимателей, должно стать важным элементом как стратегии развития факультета, так и существенного повышения его конкурентных преимуществ.

В настоящее время обучение предпринимательству в Харькове и Украине, в целом, носит преимущественно неформальный характер (бизнес-тренинги, курсы молодых предпринимателей, занятия по конструированию инноваций, бизнес-идей и бизнес-моделированию, курсы по учету малого бизнеса и даже проект городской Школы предпринимательства, созданной для профориентации школьников в НУА). Формальный – представлен только МВА.

Сложной является задача определения предмета обучения предпринимательству (получение прибыли). Но мировая практика сформировалась на основе всеобщего согласия с тем, что предметом обучения предпринимательству (в противоположность обучению, например, менеджменту) является собственное предпринимательское дело.

Предпринимательство является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности людей. Оно представляет собой деятельность:

-          по учреждению собственного бизнеса и управлению им;

-          по производству и продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, организованную на законных основаниях, в конкурентной среде, на началах самозанятости, т.е. направленную на обеспечение создания новых благ и ценностей;

-          по формированию и поддержанию рабочих мест и несению социальных обязательств перед обществом и государством.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая владельцами бизнеса постоянно (регулярно), по мере ведения ими своего дела проявляется в виде бизнес-процессов, охватывая учредительскую, творческую, созидательную, производственную, коммерческую, маркетинговую, инновационную, финансовую, управленческую и другие сферы профессиональной активности.

Благодаря тому, что специфическим объектом деятельности предпринимателя является собственное дело, предпринимательство отличается от других избираемых людьми занятий.

Профессиональное предпринимательство ― это тип профессиональной деятельности людей, предпочитающих профессию предпринимателя любой другой. Обеспечивая свою занятость в своем собственном бизнесе, предприниматель получает возможность регулярно либо на систематической основе:

-          результативно выполнять профессиональные функции и получать доход;

-          приобретать, удерживать, усиливать конкурентные преимущества и избавляться от конкурентных недостатков;

-          отстаивать свои законные профессиональные интересы и преодолевать конфликты интересов;

-          самостоятельно (без указаний извне) реализовывать профессиональные знания, умения, навыки;

-          полноценно организовывать свою собственную жизнь.

Следовательно, эффективному ведению этой деятельности следует учиться. Профессиональная пригодность в сфере предпринимательства определяется прежде всего наличием профессиональной компетентности в этой сфере.

Несмотря на сложности реализации этого направления, связанные с достаточно жестким государственным регулированием содержания учебных программ подготовки экономистов, это существенно облегчит адаптацию выпускников факультета в подвижной и неопределенной социально-экономической среде и, в конечном итоге, позволит существенно повысить их конкурентоспособность на рынке труда.

3.2 Миссия факультета: приумножая традиции ХГУ "Народная украинская академия", используя как традиционные, так и новейшие образовательные технологии и достижения науки, готовить первоклассных специалистов в области экономики и предпринимательства, активно участвовать в производстве, распространении и использовании новейших фундаментальных и прикладных экономических и правовых знаний в целях развития человеческого потенциала и повышения конкурентоспособности общества, основанного на знаниях.

Данная миссия реализуется путём формирования интеллектуальной элиты украинского общества в области экономики и предпринимательства, что предполагает достижение следующих целей:

3.3 Цели факультета:

⎯ Обеспечить развитие фундаментальных экономических наук, углублять научные знания в рамках существующих научных школ и направлений, а также развивать новые, расширять сферу и масштабы прикладных научных исследований в области экономики и предпринимательства, превратив исследования в органическую часть образовательной деятельности факультета;

⎯ Поддерживать высокий уровень, стандарты и лучшие образцы университетского экономического и предпринимательского образования бакалаврского цикла;

⎯ Готовить магистров экономики и предпринимательства, владеющих фундаментальными теоретическими знаниями, креативным мышлением, методами целеполагания и анализа содержательных областей, имеющих практические навыки и конкурентоспособных на современном рынке труда;

⎯ Сохранить и укрепить позиции факультета как образовательного центра с самой насыщенной программой воспитательной работы и внеаудиторной жизни студентов;

⎯ Продолжить реализацию принципов непрерывного образования и интеграции образовательных структур НУА, расширив число программ дополнительного экономического и предпринимательского образования;

⎯ Продолжить внедрение перспективных обучающих технологий, обеспечивающих выявление и развитие творческого потенциала студентов.

 

IV. Задачи и мероприятия

Для достижения поставленных целей факультет должен решить следующие задачи, в рамках которых осуществлять комплекс мероприятий:

 

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

1. Расширение масштабов теоретических и прикладных научных исследований путём перегруппировки имеющегося научного потенциала и усиление исследовательской компоненты учебных программ магистров;

1.1 Анализ эффективности научной работы по сложившимся научным направлениям и темам с целью предложить меры по концентрации усилий на важнейших направлениях:

• Украинская модель “экономики знаний”. Микроаспект на примере ХГУ "НУА".

• Конкурентоспособность украинской высшей школы и её конкурентные преимущества.

• Развитие предпринимательского потенциала Украины и социально-ориентированной экономики.

Исследования по указанным и возможно другим направлениям должны завершаться фундаментальными, междисциплинарными  монографиями и/или серией статей в научных журналах.

1.2 Реальное включение исследований в учебные программы магистров;

1.3 Увеличение числа научных исследований по договорам-заказам государственных и частных организаций, ассоциаций и союзов предпринимателей;

1.4 Расширение издательской деятельности факультета;

1.5 Более активный поиск источников грантового финансирования, участие в конкурсах на получение грантов и права участия в проектах;

1.6 На базе «Международной конференции по проблемам образования», периодически, раз в три года, проводить межкафедральную конференцию в расширенном формате с приглашением известных учёных, политиков, бизнесменов для обсуждения результатов фундаментальных исследований факультета;

1.7 Более активное участие в междисциплинарных (межфакультетских) научных проектах;

1.8 Увеличение научных контактов с научными и учебными центрами Харьковского региона и Украины, в целом. Более широкое участие сотрудников факультета в региональных и международных конференциях.

1.9 Организация и поддержание деятельности постоянно действующих тематических научных семинаров кафедр факультета;

1.1 1.10 Более активная организация участия студентов в различных и многочисленных конкурсах студенческих научных работ и проектов, вовлечение в неё студентов, начиная с младших курсов.

1.1 1.11 Проведение постоянной работы по организации заказов на научные исследования от органов государственной власти и делового сообщества. Привлечение для этих целей выпускников факультета. Мониторинг внедрения предложений учёных факультета.

1.12 Проведение исследований и разработка практических рекомендаций в области образовательной политики, ресурсного обеспечения образования, модернизации образовательной системы.

 

2. Проведение регулярных исследований рынка труда и образовательных услуг для эффективного содействия трудоустройству и мониторинга занятости выпускников всех уровней образования (совместно с ЛПК);

 

2.1 Проведение исследований рынка труда, в частности сегмента «экономисты, управленцы и предприниматели», тенденций и структуры спроса на них.

2.2 Изучение предложения со стороны образовательных учреждений, ведущих аналогичную факультетской подготовку, а также качества предоставляемых ими образовательных услуг;

2.3 Проведение ЛПК с помощью ассоциации выпускников мониторинга занятости выпускников и их карьерного роста. Публикация в обновляемой (раз в пять лет) книге "Кто есть, кто?" раздела "Выпускники факультета "Бизнес-управление";

2.4 Поддержка деятельности Клуба выпускников в рамках Ассоциации выпускников НУА. Проведение в юбилейные годы (раз в пять лет) съездов выпускников. Расширение производства символики для выпускников. Проведение встреч с крупными работодателями-выпускниками факультета с целью уточнения профиля и компетентностных характеристик новых выпускников;

2.5 Расширение участия в образовательных выставках. Ежегодная публикация не менее 1-2 материалов в специализированных журналах с информацией о факультете и его профиле. Периодическое обновление (раз в пять лет) красочного буклета о факультете;

2.6 Разработка мер по более широкому информированию общественности о деятельности факультета и более эффективному его позиционированию во внешней среде (отношения с государственными структурами, академическим сообществом, бизнесом, СМИ и др.);

2.7 Расширение контактов с родителями студентов и выпускников факультета в соответствии с программой "Родители".

 

3. Совершенствование содержания и технологий подготовки бакалавров и магистров.

Стремиться, чтобы общий ежегодный приём на программы бакалавров и магистров составлял не менее 50% лицензируемого объема приема.

 

Продолжая начатую ранее факультетом работу по модернизации университетского экономического образования путём обновления его содержания в соответствии с Программой экономического образования в НУА, обеспечить выполнение следующих мероприятий:

3.1 Разработка системы мер по развитию общекультурного, мировоззренческого и методологического аспектов учебных дисциплин;

3.2 Периодическое (раз в три года) рассмотрение вопроса об адекватности учебных программ, их соответствия реалиям социально-экономического развития и, при необходимости, уточнение этих программ;

3.3 Постепенное внедрение учебных планов, разработанных с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, а также увеличения числа студентов, совмещающих учебу с работой, путем расширения форм использования дистанционных методов обучения;

3.   3.4 Создание возможностей для построения индивидуальной траектории обучения студента (сроки, последовательность обучения, количество, набор дисциплин);

3.5 Разработка мер по более органичному включению математических, правовых и социально-психологических дисциплин в содержание экономического образования;

3.6 Перевод всех аудиторных занятий на методику, предусматривающую использование информационных технологий, коммуникации и визуализации;

3.7 Разработка и внедрение системы ежегодной неформальной аттестации ППС на основе оценки разработанного курса: наличие учебно-методического обеспечения для читаемого курса, набора самостоятельных и контрольных заданий, статистических материалов, и т.п.;

3.8 Постепенный отказ от системы пересдач дисциплин и переход к системе их повторного изучения;

3.9 Совершенствование системы стажировок студентов магистров на предприятиях и в организациях, для чего обеспечить расширение круга предприятий и фирм, являющихся базами практики, практиковать защиту отчетов студентов о стажировке с предложениями по улучшению отдельных направлений деятельности предприятий, а также разработку коллективных проектов и бизнес-планов на материале предприятия;

3.10 Продолжить развитие системы мер нравственного и гражданственного воспитания студентов на протяжении всего периода обучения на факультете;

3.11 Расширение числа иностранных студентов из стран Ближнего Зарубежья и по возможности, освоения новых рынков абитуриентов;

3.12 Более активное участие в олимпиадах и других, альтернативных ВНО, системах отбора талантливой молодёжи;

3.13 Более активное взаимодействие с другими факультетами НУА в вопросах повышения уровня экономической культуры готовящихся ими специалистов.

 

4. Создание системы контроля качества образовательных услуг;

4.1 Изучение и внедрение существующих в вузах систем мониторинга качества и практики поддержки качества образовательных услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства;

4.2 Использование системы оценки преподавателей студентами при аттестации преподавателей;

4.3 Расширение обратной связи с выпускниками и фирмами-работодателями;

4.4 Проведение мастер-классов (лекций, семинаров) для преподавателей, по использованию новых информационных технологий;

4.5 Повышение качества организации и проведения взаимопосещений и открытых занятий преподавателями факультета.

 

5. Проведение последовательной кадровой политики, сочетающейся с эффективными мерами социальной защиты и включающей в себя системы отбора, оценки эффективности и вознаграждения научно-педагогического и административного персонала: повышение квалификации преподавательского состава, совершенствование методических навыков и этики преподавания;

 

5.1 Повышение уровня кадровой политики на факультете в соответствии с современными представлениями о задачах и способах управления человеческими ресурсами, формирования корпоративной культуры, активного использования как материальных, так и моральных стимулов, и мотиваций к более эффективному труду, а также мер социальной защиты работников факультета;

5.2 Разработка мер по более активному привлечению молодёжи к преподавательской работе.

5.3 Совершенствование системы повышения квалификации преподавателей и ее проведение не реже, чем каждые пять лет;

5.4 Обеспечение условий для участия всех преподавателей факультета в общеакадемическом конкурс на лучшее методическое обеспечение курса;

5.5 Создание условий, при которых преподаватели имели бы возможность для дополнительной заработной платы на факультете, альтернативной поискам дополнительного заработка на стороне;

5.6 Обеспечение для преподавателей оптимальных условий, позволяющих регулярно проводить контактные часы и консультации для студентов.

 

6. Совершенствование работы аспирантов экономических кафедр, общее число которых не должно быть меньше 75% разрешенного объема. Обеспечение высокого качества защищаемых диссертаций;

 

6.1 Проведение систематического анализа эффективности аспирантуры по экономическому профилю на заседаниях Совета факультета;

6.2 Изучение спроса на образовательные услуги аспирантского цикла;

6.3 Разработка программы расширения и качественного улучшения деятельности аспирантуры;

6.4 Формирование заинтересованности студентов, особенно магистров, в подготовке кандидатских диссертаций (PhD) путем обучения в аспирантуре.

 

7. Расширение масштабов дополнительного образования на факультете.

 

 

 

7.1 Разработка (совместно с Ассоциацией выпускников) концепции «профессионального сопровождения» выпускников с целью подготовки специализированных программ послевузовского образования различной продолжительности, предполагающих использование в качестве партнёров организации и коммерческие структуры, в которых выпускники факультета занимают лидирующие позиции;

7.2 Разработка/переработка в течение 3-х лет всеми кафедрами факультета программ дополнительного образования различного типа (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка), производных от основных академических курсов;

7.3 Совершенствование на факультете программы mini-МВА, в том числе совместно с зарубежными партнёрами

7.4 Поиск возможности создание программы МBА очно-заочного типа с высокой долей технологий дистанционного обучения без отрыва от производства для практических работников компаний;

7.5 Налаживание (совместно с Ассоциацией выпускников) регулярных платных однодневных семинаров для выпускников и всех желающих по актуальным вопросам бизнеса, на которые в качестве докладчиков будут приглашаться как известные люди, владеющие информацией, важной для аудитории, так и выпускники НУА, занимающие топ-позиции в бизнесе и ведущие преподаватели факультета;

7.6 Развитие начатой работы по созданию экономических курсов на английском языке с возможностью их вывода на рынок образовательных услуг, в частности, с помощью технологий дистанционного обучения;

7.7 Расширение масштабов и совершенствование организации довузовской подготовки;

7.8 Запуск программы повышения квалификации преподавателей экономических дисциплин всех уровней образования;

7.9 Повышение качества работы "Бизнес-клуба" посредством активного привлечения к его работе выпускников факультета.

 

8. Внедрение инновационных обучающих технологий, в том числе:

− Перенос центра тяжести в обучении на организуемую и контролируемую самостоятельную работу студентов;

− Повышение удельного веса исследовательской работы магистров до половины общего объёма трудоёмкости магистерских программ;

− Обязательное использование всеми преподавателями электронных средств коммуникации и визуализации;

8.1 Разработка Положения о самостоятельной работе студентов, необходимых процедур и документов для ее организации, контроля и оценки её результатов;

8.2 Проведение обучающих семинаров для преподавателей по организации нового типа самостоятельной работы студентов;

8.3 Разработка Положения об индивидуальной траектории обучения студентов (по мере необходимости);

8.4 Внесение уточнений в учебные планы подготовки магистров и подготовка предложений по усилению исследовательской компоненты этих планов;

8.5 Совершенствование системы проведения занятий с использованием средств коммуникации и визуализации;

8.6 Постепенный переход в изучении иностранных языков на факультете на технологии обучения с использованием программ спутникового телевидения, ПК и Интернета;

8.7 Продолжение освоения преподавателями кафедр факультета навыков работы в интерактивном режиме, а также чтения лекций в режиме телеконференций;

8.8 Завершение начатой работы над подготовкой электронных учебников и пособий.

 

 

 

 

Литература:

  1. Дерек Бок Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования [Текст] / пер. с англ. С. Карпв; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 224 с.
  2. Гельзенкирхенская декларация предпринимательского управления в вузах // Социология образования. Дайджест российской прессы, 2005. – № 4. – С. 17
  3. .Клюев А.К., Яшин А.А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России, 2016. - № 1. – С. 22 – 33.
  4. Московская А.А. Должно ли высшее образование соответствовать спросу на рынке труда? // Высшее образование в России, 2015. - № 10. – С. 75 – 82.
  5. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России, 2015. - № 11. – С. 5 – 16.
  6. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России, 2016. - № 1. – С. 7 – 21.
  7. Рубин Ю.Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия её реализации // Высшее образование в России, 2016. - № 2. – С. 15 – 27.
  8. Тецке Я., Гавлик Р. Последствия академического предпринимательства для университетов // Социология образования. Дайджест российской прессы 2005, № 4. – С. 66 – 70.


[1] Подробно см.: Дорогу осилит идущий… : монография / редкол.: Е. В. Астахова (отв. ред.), В. И. Астахова, Е. В. Батаева [и др.] ; под общ. ред. Е. В. Астаховой. – Харьков : Изд-во НУА, 2015. – С.226 – 228.

ОТЗЫВЫ

О «КОНЦЕПЦИИ  РАЗВИТИЯ

ФАКУЛЬТЕТА «БИЗНЕС-УПРАВЛЕНИЕ» НА 2017–2035 гг.»

Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда.

Марк Твен

Ознакомившись с Концепцией развития факультета "Бизнес-управление"  ХГУ «НУА», могу сказать, что данный документ  намечает реальные пути развития подготовки экономистов до 2035 года.

В условиях фундаментальной неопределенности сегодняшнего мира стратегия развития факультета Бизнес-управление ХГУ «НУА», – это не роскошь, а суровая необходимость. Кто хочет жить, вынужден быть стратегом.  Стратегия современного экономического факультета – это единственно возможный способ быть субъектом, а не объектом перемен, сохранив при этом свою идентичность. Университет не имеет право забыть о своей социальной миссии:  связывать воедино историю и будущее, передавая студентам социальное наследие, накопленное десятками поколений.

Стратегия – это изменения, которые ориентируются на изменения существенных условий среды. Сегодня в мире экономики происходят разнонаправленные и быстрые перемены. Однако непреходящая реальность рыночной экономики – это право. Успешные карьеры выпускников факультета развиваются в этой реально существующей предметной сфере деятельности, которая современной классификацией специальностей, к сожалению, не предусмотрена. Поэтому закрепить за факультетом это исторически сложившееся преимущество – значит,  работать дальше на свою конкурентную нишу.

Однако, если делать то, что мы делали 20 лет назад, то и нашего потребителя мы будем вынуждены искать в прошлом. Сетевая, информационная экономика дает новые возможности для профессиональной реализации выпускников, предъявляя новые требования. Поэтому факультет должен меняться – целенаправленно, продуманно, не теряя своих традиций и конкурентных преимуществ. Стратегия перемен  должна  исходит из запаса изменчивости: не всякие изменения живой организм, каковым является современный университет,  способен их пережить без утраты своей идентичности.

Стратегия перемен должна учитывать  скорость изменений. Внутренняя инерция живых систем – условие сохранения минимальной целостности. Поэтому стратег вынужден принимать во внимание не только темпы изменений, которые  происходят во внешней среде, но и естественные ритмы  внутренних процессов и технологий.

На мой взгляд, о глубоком понимании сути происходящих изменений в глобальной образовательной среде свидетельствует зафиксированная в Концепции   ориентация на мировой уровень, стандарты и лучшие образцы университетского экономического и предпринимательского образования, опирающегося на глубокие теоретические знания, творческое мышление,  современные методы  целеполагания и анализа экономических процессов. Неизбежное устаревание прикладных знаний можно компенсировать только фундаментальной теоретической подготовкой, навыками к самостоятельному анализу и самообучению. Только таким образом можно подготовить специалиста, которые не станет рабом конъюнктуры на рынке труда, а будет сам принимать участие в ее формировании.

О. Л. Яременко доктор экономических наук,

профессор, ведущий научный сотрудник

отдела экономической  теории  ДУ  «Институт

экономики и прогнозирования НАН Украины»

 

Предложенная концепция программы развития факультета "Бизнес-управление", на мой взгляд, отвечает как современным вызовам, так и должна позволить создать основу для подготовки квалифицированного менеджера, предпринимателя будущего.

Высокая динамика изменений в открытой конкурентной бизнес-среде; глобальный доступ к информации; уход от универсализации продуктов к их кастомизации; массовое использование информационных технологий и робототехники - вот то, что изменяет и кардинально изменит образ, сферу деятельности менеджера и предпринимателя в перспективе уже следующих 5 лет.

Факультету необходимо перейти от подготовки "менеджеров процессов" к "менеджерам проектов", что требует от профессорско-преподавательского коллектива и абитуриента более комплексного подхода к обучению и подбора учебных дисциплин (от маркетинга до техник принятия управленческих решений и ведения переговоров).

Предприниматель (лицо, имеющее свое дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли и производства) и предпринимательский дух должны стать основой в модели рыночной экономики страны, создать тот необходимый средний класс.

Предприниматель в своей деятельности для успеха своего дела должен обладать комплексом знаний, навыками, морально-волевыми качествами для принятия решений в степени неопределенности. Ведь вы наверно сами не раз сталкивались с качественными таблицами SWOT-анализа продукта, концепциями стратегии развития бизнеса и т.п., но как сложно и ответственно принять единственное правильное решение - это вызов и дар предпринимателя. К этому необходимо быть готовым!

Желаю успехов факультету в реализации программы развития и в достижении поставленной высокой цели.

Андрей Санин, генеральный директор ООО «ИПК «АМ Групп»,

выпускник факультета «Бизнес-управление» 2001 года

 

С интересом познакомилась с Концепцией развития факультета «Бизнес-управление» на 2017–2035 гг. В профессиональном плане очень интересно было увидеть намеченные горизонты развития для канувшей в лету специальности «Экономика предприятия» и сравнить с нашими наработками. С другой стороны ― Концепция заслуживает отдельного внимания, поскольку с одним из авторов разработки, В. В. Астаховым, активным, креативным, влюблённым в свою работу человеком я давным давно знакома и очень этому знакомству рада. Но эта эмоциональная реакция не мешает трезво оценить содержание Концепции.

Общество возлагает на сферу высшего образования большие надежды, что требует от ВУЗов своевременной постановки наиболее актуальных задач с их последующим научно обоснованным и оперативным разрешением. Факультеты, институты и кафедры ― проводники деятельности университета в проведении научных исследований, создании, распространении и практическом внедрении новых современных знаний. Поэтому факультет обязан чутко реагировать на актуальные запросы современного информационного общества и инновационной экономики. Эти запросы и потребности, как мне представляется, очень хорошо и последовательно отражены в представленной Концепции.

Как говорили в древнем Китае, каждая система обладает двумя главными движущими силами: во-первых, это желание выжить и сохраниться. Во-вторых, это желание самосовершенствоваться и развиваться. Очевидно, что наиболее оптимальный путь ― это сохранение через развитие, по которому предлагается двигаться факультету.

 

Л. Л. Лазебник, доктор экономических наук,

профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия

Университета государственной

фискальной службы Украины