Наша зарубежная учеба

222Около четырех месяцев студентки факультета «Бизнес-управление» Екатерина Победина (БУ-6) и Арина Скачкова (БУ-3) находятся в университете Fachhochschule Südwestfalen (Германия, г. Мешеде) по программе «включенного обучения».

Впечатлений много.

Общие впечатления:

Прилетев в Дортмунд поздно вечером, нас встретила Лара – студентка Фаххохшуле (наш университет – немцы лучше справились с названием, ведь оно помещается в одно слово) и по совместительству наш тьютор во всех вопросах, где можно увидеть хоть намёк на немецкую бюрократию. Немецкая бюрократия – это зло в чистом виде, но об этом позже. Как и большинство местных студентов, Лара имеет свой собственный автомобиль, поэтому она забрала нас из аэропорта и привезла в кампус. На следующий день, Германия для нас «началась» с Мешеде.

Мешеде – это очень маленький, но уютный город с населением 30 тысяч человек, милые маленькие немецкие здания и море жёлтых нарциссов. Первое время погода в Мешеде оставляла желать лучшего – ежедневные дожди, которые не заканчивались целый день, холодный ветер и сырость – и только пару солнечных, почти таких же жарких как летних, деньков. Хорошая погода позволила нам немного изучить городок, походить по местным магазинам, но собственно, этим и заканчивается список того, чем тут можно себя занять.

Первое, явное отличие от Украины, мы обнаружили, выйдя на улицу – все тротуары, парковки и дороги сделаны с немецкой искренней любовью к прекрасному. Улицы чистые и спроектированы скорее для комфортного перемещения человека, нежели автомобиля. Главная улица города, на которой размещена большая часть магазинов – пешеходная, более того, местные магазины выставляют свой товар прямо у прилавка, порой занимая при этом половину улицы – цветы, одежда, моющее средство для посуды, обувь и даже пластиковая рука с накрашенными ногтями (салон маникюра). Говоря о продуктовых магазинах – рай для гурмана, более того, рай для «бюджетного» гурмана. Все продукты свежие и вкусные, все овощи и фрукты на вкус как в сезон. Большой выбор вообще всего, что можно придумать. В Украине понятие «бюджетного» гурмана, я полагаю, отсутствует в принципе.

На следующей неделе начались занятия, но вот тут и начинается загвоздка, из-за которой я так долго не могла написать отзыв. Заключается она в том, что по сути занятия вроде бы и были, а вроде бы их и не было. Далее попробую описать, почему так.

Во-первых, мы приехали в Германию. Да, как бы по-дурацки очевидно это не было, но большинство предметов, которые связаны непосредственно со специализацией экономиста, просто недоступны на английском языке. Английский язык в Германии – это язык коммуникации с «внешним миром», поэтому доступные предметы на английском языке учат студентов общаться, презентовать себя и понимать других (даже на культурном уровне) на английском языке. Но и конечно просто английский язык.

Перед тем как описывать курсы, следует не забыть упомянуть то, что у каждого есть 6 кредитов в семестр. Поэтому недельный план на один курс – 3 часа. Чаще всего подряд. Чаще всего без перерывов с 2 до 5 часов дня.

Краткое описание курсов, которые мы посещаем:

1. Business English. По сути английский язык, грамматика с нуля и всё такое, но с лексикой, которая посвящена более экономическим темам вроде финансов и маркетинга. У нас такое было курсе на 4, если я не ошибаюсь.

Контроль знаний – презентация и работа в течение семестра на уроке.

2. Business Communication Skills (Навыки деловой коммуникации). В ходе курса студенты должны научиться правильно делать презентации, доклады, резюме, видеорезюме, вести официальную переписку и просто быть компетентным в «бизнес среде». У нас такое было на английском языке на 3 или 4 курсе, но у нас акцент был скорее на изучении языка, когда тут – на получение реальных навыков. Мисс Бабилон говорит, что после прошлого прочтения её курса один из студентов устроился на работу, используя видеорезюме. Контроль знаний – всё вышеперечисленое + эссе.

3. Cross-Culture Communication (Межкультурная коммуникация). Этот курс о том, что в мире (бизнес-среде) много разных культур, которые могут отличатся от родной и которые нужно уважать, особенности при взаимодействии разных культур, а также темы расизма, особенностей ведения бизнеса в разных странах и, очевидно, этики.

Контроль знаний – презентация, активное участие на семинарах и эссе.

4. Китайский язык.

5. Самое интересное – Project Management in Logistic and Production (Проектный менеджмент в логистике и производстве). Единственная причина, по которой этот курс доступен на английском языке – это межнациональный курс с участием Словении. Сейчас попробую объяснить.

1) В курсе участвует параллельно три университета. От каждого университета представлена группа. У каждой группы есть своё задание в рамках общего большого проекта.

2) Проект работает по «сценарию», придуманному совместно университетами и представителями фармацевтической отрасли (настоящей!).

3) Сценарий: «В Европе существует только один производитель продукта А, то есть фактический монополист на рынке продукта А. Спрос на продукцию монополиста ежегодно растёт уже не только в рамках Европейского Союза, но и за его пределами. Один завод по производству не то чтобы не справляется, но всерьёз задумывается о децентрализации производства из-за больших транспортных издержек и затрат на промежуточные склады и т.п. Более того, они даже имеют работающий мобильный мини-станок с небольшой мощностью, N-штук которых вполне себе может покрывать спрос локально при децентрализованном производстве»

Итак, цель проекта – просчитать целесообразность введения децентрализованного производства.

Почему три университета и три группы? Один университет, технический, будет рассчитывать и моделировать всю техническую и технологическую подоплёку происходящего. Второй университет будет заниматься экономической подоплёкой. Третий, мой, университет смоделирует логистическую систему при децентрализованном производстве. Раз в две недели проходит видеоконференция, состоящая из трёх аудиторий (трёх групп), на которой группы докладывают о результатах своей работы. При этом три университета не могут работать отдельно друг от друга, мы работаем как одна проектная команда и неизбежно связаны между собой посредством результатов нашей работы. По сути эти результаты являются информацией, без которой каждая группа рано или поздно просто не может продолжать работу над проектом.

Все это полностью моделирует работу над реальным проектом, даже реальный проектный менеджер есть (один из студентов), который планирует задачи по их длительности и последовательности, а также контролирует их выполнение.

Преподаватели, по сути, нужны только для того, чтобы не давать студентам сворачивать «не туда». А так весь проект должны выполнить сами студенты, самостоятельно организуя, планируя и выполняя работы. Преподаватели могут только консультировать.

Особенности учебного процесса – как я уже писала выше, здесь нет привязки к конкретному расписанию. Здесь, скорее, ориентир на то, что большая часть студентов уже с первого курса работает и имеет собственный автомобиль. Да, тут просто нет неработающих студентов. Поэтому занятия могут начинаться хоть в 8 утра, хоть в 2 часа дня, и длиться от одного академического часа до трёх.

Первое занятие всегда посвящено описанию курса, чёткой программе курса по датам и темам, распределению и очень подробное описание семестровых заданий, установка дэдлайнов. Далее следует вводная лекция, «а-ля» о чём же этот курс, какие проблемы рассматривает, чему учит и т.д. Если это подразумевает курс (ключевое слово – коммуникация) – знакомство студентов друг с другом, как например на Business Communication Skills и Cross-Culture Communication.

ХАКАТОН

На прошлой неделе мы с Ариной участвовали в проекте под названием «Хакатон» в городе Менден, посвященный проблемам транспортной системы и инфраструктуры в сельской (такой как в Мешеде и Мендене) местности. Проект длится 4 дня, в ходе которых студенты и школьники имеют возможность придумать свой собственный проект-решение проблемы в рамках данной темы и представить его жюри, в составе которого – представители транспортных компаний, политики и организаторы проекта. Под данный проект было арендовано отдельное помещение со своей рабочей зоной, кухней, летней площадкой и домиком для йоги и медитации (со своим личным тренером по йоге). Кормили прямо там и «до отвала». Каждый участник, который приехал в Менден, бесплатно получил возможность проживать в отеле. В общем, шикарно.

Первый день был посвящён представлению проблем, которые нам следует решить, знакомству, «тим-билдингу», и ужину в испанском ресторане.

Второй день – около 10 часов работы в группах (каждый может сам выбирать группу, создавать группу или работать один, главное чтобы идея была).

Третий день – около 7 часов работы над проектами, их пробные презентации, после чего мы поехали на специально арендованном автобусе в окрестности Мендена, чтобы увидеть местную пещеру и снова покушать в ресторане.

Четвёртый день – последние приготовления презентаций и докладов, в 3 часа началось выступление организаторов, после – выступление докладчиков. В то время, пока жюри обсуждало победителя (около 2.5 часов) была возможность просто пообщаться с сопроектниками и отдохнуть в кафе неподалеку. Далее следовало награждение. Кстати, группа Арины победила и один из участников её группы поедет на финал в Стокгольм!

Менден ровно в два раза больше по населению относительно Мешеде, и как ни странно, сам город в 3-4 раза больше. Если Мешеде – это Чугуев, то Менден – это уже что-то вроде мини-Сумм. Небольшой, милый, и приятный город, хотя местные называют его селом, что лично у меня вызывает восторг.

Мы приехали домой вечером пятницы, и вот собственно на этой неделе началось что-то, уже более похожее на занятия, а не на знакомство с курсом и друг с другом.

Относительно бюрократии:

Банковскую карту мы делали 2 недели и получили их по почте, как и пин-код к ней, как и личный код для налоговой. Вот по самой обычной почте – бумага, письма, почтальоны.

Страховку нельзя переоформить, пока университет не напишет специального подтверждения о том, что мы там законно учимся. Университет не может написать такое подтверждение, пока мы не заплатим за обучение. Подтверждение тоже должно прийти по почте, после мы сможем оформить страховку и только с этой подтверждённой страховкой нам дадут студенческий номер и билет, с помощью которого мы сможем дешево кушать в местной столовой (без студенческого – оооочень дорого), пользоваться принтером в университете, получить персональный логин и пароль для авторизации в местном мудле (сеть, в которую преподаватели загружают свои презентации, доп. материалы и т.д.), иметь возможность пользоваться библиотекой, и самое важное и жизненно необходимое – получить доступ к использованию университетского
интернета. Судя по скорости работы администрации университета и в принципе всей этой бюрократической системы, надеюсь, к концу семестра мы, наконец, получим наши студенческие.

СПИСОК «КУЛЬТУРНЫЙ ШОК»

1. Очень дорогой и плохой интернет.

2. Отсутствие интернета в квартире.

3. Город «умирает» в воскресенье. Работают только заправки. Даже продуктовые не работают. Не работает НИЧЕГО. Только турецкие забегаловки и пару семейных ресторанов. Буквально негде даже воды купить.

Надеюсь, получилось достаточно информативно и не скучно.

Не могу сказать, нравится ли мне Германия или не нравится, у меня очень смешанные чувства, но относительно всей этой затеи в целом – это кладезь опыта и возможностей, когда приеду – всех порву. И, к слову, за это время я узнала очень многое о себе, что я могу, чего нет, где хорошо, а где нужно исправлять. Едва ли со мной такое могло бы произойти в Харькове. Спасибо что дали мне такую возможность, ведь это действительно оказалось максимально полезно!

 

Екатерина ПОБЕДИНА, БУ-51

Арина СКАЧКОВА, БУ-21

(морально поддерживала при написании отзыва).

1

2

3

4

5

6

7