hed.png
Впечатления лета: Франция
28 Августа 2013г

1037Свой летний отпуск заместитель директора СЭПШ по воспитательной работе Елена Васильевна Белоусова провела во Франции и делится своими впечатлениями:

«Франция – удивительная страна с уникальной историей, великолепной архитектурой. Природа Франции поражает красотой и разнообразием.

За время отпуска мне удалось побывать в Нормандии, Бретани, Провансе и Бордо, увидеть знаменитые замки на реке Луара. В замке Амбуаз посетить часовню, в которой погребен знаменитый итальянский живописец Леонардо Да Винчи.

Удалось проехать дорогой Наполеона через французские Альпы и даже увидеть дом, в котором он родился и провел свои детские годы в городе Аяччо на южном побережье Корсики. Побывала на одном из этапов знаменитой велогонки «Тур де Франс». Впечатления остались просто незабываемые.

Франция – страна с высокоразвитой экономикой. Мне, как преподавателю экономики, конечно, было интересно познакомиться с работой французских предприятий. Я побывала на заводе по производству сыра, на молокозаводе и на фабрике карамели, познакомилась с технологией производства шоколада и сидра, посетила несколько французских ферм. Фермерское хозяйство во Франции очень развито. И именно фермы, совсем небольшие и более крупные, обеспечивают Францию качественными продуктами питания и сырьем для пищевой промышленности.

Особый интерес вызвало знакомство с системой образования. Удалось пообщаться с учителями и директорами школ, школьниками и их родителями.

Основные принципы системы образования во Франции имеют почти двухсотлетнюю историю и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатное и обязательное для детей от 6 до 16 лет. Гармонично сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat).

Со времени закона Дебре от 1959 года частное образование получает помощь от государства ( contrat d'association). Государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных школ пользуются этой помощью).

Последние 30 лет правительство старается реформировать систему образования, но, с точки зрения французов, проблем остается ещё достаточно много: большие классы (25-30 человек), нехватка преподавателей, слишком быстрая смена программ, наличие учеников с разным уровнем подготовки и т.д. Так что проблемы существуют и во Франции, но, несмотря на все имеющиеся сложности, французская система образования считается одной из лучших в Европе.

А вот таких учебных комплексов, как Народная украинская академия во Франции нет. Учебные заведения различных ступеней там вообще разделены.

С 6 до 11 лет дети учатся в начальной школе (5 лет). Если ребенок не успевает, то может быть оставлен на повторное обучение в одном и том же классе. После окончания начальной (элементарной) школы дети поступают в колледж.

Обучение в колледже длится 4 года. Все колледжи работают по одинаковым министерским программам. Уроки длятся 55 минут. Первые два года студенты колледжа изучают общеобразовательные предметы. Большое внимание уделяется языкам, истории, спорту. В конце второго года обучения некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения. В старших классах (2-й и 1-й) начинается изучение второго "живого" иностранного языка и можно выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки. В конце 4-го года обучения студенты сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа. Дальше есть возможность продолжить учебу в лицее либо по "короткому", либо по "длинному" циклу. Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит совет колледжа (после консультации с учащимися и их семьями) и во многом зависит от успеваемости.

Во Франции существуют лицеи двух типов:

1. «Короткий» цикл обучения - Профессиональные лицеи LEP , аналог наших ПТУ, готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.

2. "Длинный" цикл обучения - лицеи общего и технологического образования имеют много направлений обучения, ведущих к разным видам бакалавриата - готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра.

"Бак", как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию. Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра.

О французской системе образования можно рассказывать много, но главное её звено – это, конечно, дети. Французские дети мало отличаются от наших: такие же подвижные, любознательные, очень приветливые. Единственное, что их отличает, это, пожалуй, большая самостоятельность. И это не удивительно. Большинство французских семей имеют трех детей. До 3-х месяцев мамам предоставляется отпуск по уходу за ребенком, а уже в трехмесячном возрасте ребенок начинает «самостоятельную жизнь» под присмотром няни и воспитателей детских садов. Социализации детей уделяется большое внимание с самого раннего детства. Родители практически не вмешиваются в школьные дела и выполняют все рекомендации учителя. А вот мамы, чрезмерно опекающие ребенка, требующие для ребенка каких-то особых условий, тут же попадают в поле зрения социальных служб. (О таких случаях мне рассказали наши соотечественники, проживающие во Франции). На первый раз социальные работники ограничатся предупреждением с примерной формулировкой: «Вы слишком близки к своему ребенку. Это не является нормальным и мешает ребенку развиваться и адаптироваться в обществе. Если вы не измените своё отношение к ребенку, мы вынуждены будем ставить вопрос о лишении Вас родительских прав». Вот такие подходы.

Нам, конечно, трудно такое представит, ведь у нас считается, что чем родители больше интересуются учебой ребенка, тем лучше. Мы даже парты поставили в классах дополнительные, чтобы родители, при желании, могли присутствовать на уроках.

А вот в организации внеклассной деятельности родители во Франции школе активно помогают. И костюмы шьют, и сопровождают класс вместе с учителем во время экскурсий и походов.

Путешествуют французские школьники много и часто. Экскурсии и походы организуются в учебные дни. Французские учителя считают, что во время экскурсий дети усвоят материал лучше, чем сидя за школьной партой. Правда и готовятся к таким выездам очень тщательно. Учитель разрабатывает и выдает каждому ученику вопросы-задания, отпечатанные на отдельных листах, а иногда, сшитые в тетрадь. Так что без папок, планшетов и ручек вы французского школьника во время экскурсии не увидите…

Чудесная страна Франция. Нам есть чему у них поучиться, но и им есть что взять у нас. Узнав, что 1 сентября у нас «День знаний», а в октябре «День учителя» французские коллеги нам немного позавидовали. У них таких праздников нет. И в первый день занятий, после короткого организационного собрании в французских школах начнутся обычные уроки… А праздника хочется всем и детям и взрослым».

Зам. директора СЭПШ

Е. В. Белоусова