hed.png
Советы психологов
02 Апреля 2020г

37Домашнее обучение: практические советы для родителей

Средняя школа

У школьников средней школы во время подросткового кризиса обычно страдает учебная мотивация, потому что у мозга в это время другие задания. Подростковый возраст – это время, когда мозгу сложно принимать новую информацию.

Потому что в подростковом возрасте происходит, так называемый, синаптический прунинг – отбрасывание неиспользованных нейронных связей. Для того, чтобы это произошло, нужно временно ограничить принятие новой информации.

Ребенок в этот период становится очень сонливым и начинает немного «тормозить». У него страдает долгосрочная память. Он не то, чтобы не хочет – а физически не может запомнить  объем информации, который ему предлагают. Его мозг имеет другие задачи. Можно сказать, как не жаль это признавать, что в средней школе мотивации к учебе практически нет, либо она только зарождается.

Еще Лев Толстой говорил, что существует «пустыня отрочества». Это как-раз про то, что переживают подростки. Мало того, что это кризис одиночества, кризис личности – сейчас они вообще ограничены в общении. Хорошо, если у них есть интернет, для того, чтобы общаться в соцсетях.

1. Для подростков хорошо, если их рабочий день и день вообще начинается не в 8-30, а хотя бы на час позже. Это был бы большой вклад в их здоровье. Т.к. их потребность во сне больше, чем обычно.

2. Подростки сопротивляются материнской фигуре, учителям очень сложно работать с подростками. Если мама еще начнет управлять его обучением – это хуже вдвойне. Поэтому желательно вместе с подростком  установить определенный звуковой сигнал, который будет призывать его делать уроки. Так можно организовать все расписание на день. Чем меньше материнского голоса, который приказывает, что делать, - тем лучше. Все, что касается приказов, лучше перенести в сообщения через мессенджер или какие-нибудь звуковые сигналы.

3. Подростку важно, чтобы мы видели в нем авторитетную фигуру. Поэтому, если мы сейчас переложим часть семейной ответственности на него, если он готов ее взять, - это будет вклад и в наши отношения, и в ощущение силы самого подростка.

Мы можем задать прямой вопрос: «Чем я могу быть тебе полезной, что я могу сделать для тебя сейчас?». Следующий шаг: «Я не хочу, чтобы твой день превращался полностью в учебный, давай подумаем, что там будет еще». По учебе можно сказать: «Давай спланируем, сколько времени нужно на каждый предмет, и скажи мне сам – тебя контролировать или нет?».

4. Нужно спросить подростка, как лучше обустроить его рабочее место. И здесь, поскольку мы имеем дело с сопротивлением, возможно подросток решит делать уроки на полу, лежа. Отнестесь к этому с пониманием – это также будет вклад в отношения и в уважение к личному пространству подростка.

5. Если подросток чувствует, что его контролируют – он будет бунтовать. Но ему также важно видеть, что  если он что-то сделал  - это он, условно говоря, сделал не зря. Говорите ему, как вы цените то, что он сделал.

6. Подросток может спросить: «Почему я должен это делать, если ты вообще ничего не делаешь?». Мы можем требовать чего-то от ребенка только тогда, когда ему есть что от нас зеркалить. Я могу ожидать, что мои дети будут занимаются зарядкой, если я сама занимаюсь. Они должны видеть, что мы учимся или работаем дома. Будет замечательно – если мы усаживаемся или вместе, или каждый в своей комнате, и к нему доносится, как вы слушаете лекцию или работаете.

Старшая школа

Ученики старшей школы уже нацелены на результат. Если ребенок нормально развивается и взрослеет, у него уже формируется внутренняя мотивация к учебе. Такой ребенок будет сам искать, где еще найти ту информацию, которая ему нужна. Здесь мы можем помочь, рассказывая ему про онлайн-курсы, которые мы сам видели, разные источники информации по вопросам, интересующим ребенка.

  1. Ребенок старшей школы уже может видеть собственную выгоду. В норме, до 14-15 лет уже должна созреть собственная мотивация к учебе. Поэтому этот возраст должен быть временем, когда мы уже не сильно контролируем процесс, ребенок «учится сам».

Если мы его все еще контролируем, - возможно, когда мы выйдем из карантина, будет нужна помощь психолога, нейропсихолога, для того, чтобы посмотреть, какая из структур психики ребенка требует коррекции. Потому что у старшего школьника – ребенка 16-17 лет – уже должен сформироваться внутренний контроль и должна быть непосредственная учебная мотивация. Он сам понимает, ради чего он это все делает.

  1. Если мы видим, что наш ребенок – имеет мотивацию, ответственный, нам нужно следить, что бы он отдыхал и переключался на другие виды деятельности. У таких детей может быть больше, чем обычно, потребность в компьютерных играх, где снимается напряжение. Идеально, если существует правило: например, ребенок 40 минут играет на компьютере, а потом делает 20 приседаний или другие физические упражнения. Нужно, чтобы мы включали тело, потому что ему сейчас не хватает внимания.

Сейчас непростое время и испытание для всех – поэтому психологическая служба желает сил родителям, детям и учителям!