hed.png
Советы психологов

35Домашнее обучение: практические советы для родителей

Как в период повышенного нервного напряжения успокоить детей, а также сделать так, чтобы они дома продолжали обучение и при этом не чувствовали себя напряженно?

Наши дети ощущают тревогу от неопределенности, от напряжения самих родителей, от изменения обычного режима и ограничений. К этому добавляются волнения про ДПА/ЗНО – пока нет понимания, как все будет происходить. От этого напряжение усиливается. Сейчас дети, особенно старшего возраста, нуждаются в родительской поддержке, они ожидают от них психологической помощи.

Идеально, если родители пытаются быть в контакте с состоянием ребенка и его чувствами, честно говорят про то, что с нами происходит. Нужно просто сказать: «Если бы мне нужно было сейчас учиться дома, я бы, наверное, на все это «махнул рукой». Мне самому сложно сейчас собрать себя в кучу. Давай поможем друг другу – например, вместе составим распорядок дня. Я нуждаюсь в твоей помощи».

Мы должны понимать, что первые две недели – это период адаптации, когда мы только нарабатываем новый жизненный опыт. У кого-то – две, у кого-то – три недели. Это индивидуально. Вообще, «по-хорошему», на адаптацию дается до двух месяцев, т.е. две недели – это фантастически быстро. Поэтому сейчас мы должны быть терпеливыми и осторожными к себе и своим детям.

Нужно просто делать вдох и выдох и напоминать себе: «Я не учитель».

Основа техники безопасности для родителей: нам нужно помнить, что мы не учителя для наших детей, у нас нет нужных профессиональных навыков, мы не умеем объяснять предметы и, главное (почему родителям нельзя учить своих детей) – мы очень эмоционально включаемся. Если ребенок что-то не понимает, мы не можем справиться со своими эмоциями: нам кажется, что мы дураки, наш ребенок глупый и прочее. А ребенок может просто не воспринимать нас в роли учителя – и это нормально.

Практические советы

1. День не должен расходываться на бесконечное выполнение домашних заданий. Школа – это не вся жизнь ребенка, особенно сейчас. Дети и без того чувствуют себя непонятно за что наказанными, и нам важно, чтобы школа не ассоциировалась с дополнительным наказанием.

2. У ребенка, который учится дома, должна быть отдельная территория. Даже, если у него нет своей комнаты, можно символически обозначить небольшую часть веревочкой на полу, сделать заборчик из коробок или игрушек – из чего угодно.

Мы все сейчас вынуждены жить и работать вместе на небольшой территории, и это время пересмотра границ каждого человека – неважно, большого или маленького – и уважения к этим границам.

Это время, когда родители учатся стучать, перед тем, как войти в комнату подростка, если они не делали этого раньше. Время, когда ребенок учиться не подходить без надобности к маме, которая работает дома.

3. Нужно следить, чтобы ребенок любого возраста делал перерывы – и лучше, если мы остановим его чуть раньше, чем, когда он устанет. Маленькие дети устают за 10-15 минут, подростки – за 30 минут.

4. Открывайте окна, проветривайте, следите за свежим воздухом в комнате во время обучения. В головном мозге есть структуры, которые отвечают за ощущение безопасности – в периоды недостатка свежего воздуха эти показатели уменьшаются. Если ребенок пребывает в закрытом помещении без проветривания, у него снижается активность, он устает, может начать истерить. Чем меньше воздуха, тем хуже обучение.

5. Часто, когда ребенок видит большое количество заданий (больше 8), у него начинается паника и ему легче вообще отказаться их выполнять. Наша задача – помочь структурировать подход в обучении. Буквально составить с ребенком план: ты начинаешь делать это, затем это…

Также лучше делить большое задание на маленькие части. Это касается всех детей. Старшие школьники уже умеют это делать, но когда ребенок в состоянии тревоги - расфокусирован, взгляд отстраненный, или, если он берется то за одно, то за другое – ему нужна помощь.

6. Часто ребенок стоит перед выбором: с какого задания начать – з простого или сложного? Это зависит от того, как ваш ребенок «вступает в деятельность». Чтобы это понять, нужно понаблюдать за ним, как он просыпается?

Есть дети, которые быстро встают, умываются и начинают все делать. Когда такой ребенок кушает, он съедает сначала самые вкусные кусочки и оставляет невкусные на потом. В таком же режиме он «включается» во все новое. Т.е. очень быстро «входит» в урок – но и быстро устает. Он быстро

сдает контрольную работу – но не факт, что там не будет ошибок. Про таких детей говорят, что они все схватывают моментально, зато не понятно, сколько они будут помнить материал. Таким детям нужно сложные задания давать первыми. И делать зарядку после уроков.

Есть дети, другого типа – которые долго разгоняются. Они «включаются» не так быстро – зато дольше идут. Эти дети просыпаются не спеша, не с первого раза, обычно сначала съедают невкусное, а вкусные кусочки оставляют на потом. Таким детям нужно для разгона давать легкие задания, а сложные – потом. Им даже можно включать во время учебы энергичную музыку – если она не мешает им. Либо делать перед уроками зарядку.

7. Когда мы хотим ребенка к чему-нибудь привлечь – например, к учебе – мы должны помнить, что у него, как у каждого человека, есть инерция. Когда маленький ребенок играет, а ему нужно садиться за уроки – здесь поможет заранее обговоренное время или звонок будильника. Либо мы говорим: «Через 10 минут садимся за уроки». Так мы выражаем уважение к своему ребенку, как к человеку. Понятно, что это сложно, т.к. многие родители сейчас также живут в режиме дефицита сил. Самый легкий способ сэкономить силы – принуждение. Но это проигрышный вариант.

Продолжение следует…

С уважением к вам и вашим детям, психологическая служба!