Эксперимент продолжается…

1Многолетний социальный эксперимент по отработке уникального модуля непрерывного образования был начат в НУА фактически с 1990 г. Собственно именно в этом заключался главный смысл создания Народной Украинской Академии, теоретической и практической деятельности всего коллектива на протяжении всей истории ее существования. В 1997 году Академия получила статус экспериментальной площадки МОН Украины (см. Приказ № 39 от 13.02.1997), который был пролонгирован в 2002, в 2007 и, наконец, в августе 2012 года на период до 2017 (см. Приказ № 884 от 02.08.2012).

1_11_2234_14_2

Уже концу 1990-х годов мы вышли на плановые показатели создания принципиально новой модели учебно-научного комплекса, характеризующегося кардинальными структурными новациями, основанными на общемировых тенденциях и на убежденности в том, что нужно изменять не отдельные элементы системы образования, а всю систему в целом – ее цели, задачи, содержание, направленность деятельности, взаимосвязь и взаимодействие между ее составляющими.

Однако мы не пошли по пути кардинального разрушения существующих структур, путем огульного отрицания достижений предшествующей эпохи. Мы добивались обновления через постепенную отработку отдельных элементов системы, через совершенствование ее механизмов на основе экспериментальной отработки каждой детали. В итоге, спустя 20 лет сложной многоплановой работы, мы получили инновационный, интегрированный учебно-научный комплекс с его сложившимися четкими функциональными связями и структурно-координированным взаимодействием всех подразделений, с единой системой управления, четким закреплением основных аспектов деятельности в правовых документах, в частности, в лицензиях и сертификатах на IV уровень аккредитации вуза в целом, и главное – в проведении общей образовательной политики всеми субъектами комплекса, позволяющей отрабатывать и внедрять интегрированные учебные планы и программы, «сквозные» методы обучения и воспитания (см. схему Структура НУА).

str

Подводя итоги двадцатилетней работы, мы имеем все основания утверждать, что многого достигли в реализации своей концепции непрерывного образования: интегрированные кафедры и интегрированные программы, обеспеченные методическими разработками разных уровней, единство концептуальных подходов и требований, взаимопроникновение методов обучения и воспитания, единство научных подходов и исследовательской проблематики, наличие научных школ, разрабатывающих единую комплексную тему «Формирование интеллектуального потенциала общества в условиях современных социальных трансформаций» (государственный регистрационный номер 0111U000011).

И все же самым главным достижением за эти годы мы считаем общественное признание того, что новый интегрированный образовательный комплекс, как система, обеспечивающая взаимосвязь и взаимодействие, взаимопроникновение всех ее структурных элементов, существует, функционирует и дает положительные, качественные результаты.

В течение 2012 года интегрированные программы по базовым дисциплинам (математика, экономика, иностранные языки, история, физическое воспитание, экология и природоведение и др.) после их экспериментальной «обкатки» были полностью обновлены. Вновь разработаны методические рекомендации для преподавателей по оптимизации использования программ и на них получены грифы МОН Украины.

A_1

M_2

Академия за эти годы стала членом Международной ассоциации университетов (октябрь 2012 г.) и подписала Великую хартию университетов мира (сентябрь 2009 г.), в марте 2012 года она была внесена в государственный реестр научных учреждений, которым оказывается поддержка государства (свидетельство серии ВВ № 01658 от 29.03.2012).

MAY

Sv-vo

Podpisaniye

Расширились международные контакты, свидетельствующие о признании нашей деятельности за рубежом и растущем к ней интересе. Только в 2012 г. подписаны договоры о сотрудничестве с Российским государственным гуманитарным университетом, с социологическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова, со Щецинским университетом в Польше, Швейцарской школой бизнеса в городе Монтре, с Минским институтом управления. Проведены совместные научные исследования с Новгородским государственным университетом (результаты опубликованы в международной коллективной монографии «Глобальная социология образования». В.Новгород–Москва, 2012), и в журнале «Социс» 2013, № 1 готовится совместная монография с Ленинградским государственным университетом им. А. С. Пушкина.

За последние пять лет на базе Академии проведено 22 международные научные конференции, защищено около 30 кандидатских и докторских диссертаций, опубликованы десятки монографий, учебников и учебных пособий. В среднем на каждого преподавателя в год приходится от 3-х до 7 публикаций, объемом до 5 п.л. Завершился процесс формирования научных школ, которые работают как по основной тематике НУА (проблемы образования), так и по темам, связанным с профессиональными интересами студенчества.

Konf

Ежегодно студенты и школьники НУА активно участвуют в олимпиадах, турнирах и конкурсах всех уровней, принося обязательные победы. В 2012 году такими победами стали:

– Бабанина В. (II место по праву на всеукраинском конкурсе студенческих научных работ);

– Тарасенко Т., Иванько О. (III место по социологии и переводу на всеукраинском конкурсе студенческих научных работ);

– Коротун Н., Олейник Е., Тесленко Ю. (I место по гуманитарным наукам на региональном конкурсе);

– Додух А., Гомон Ю. (II место по гуманитарным наукам и экономике на региональном конкурсе);

– Пирожков А. (III место по управлению проектами во Всеукраинской олимпиаде).

Главным итогом НИР–2012 стала монография «Инновационный поиск продолжается», в которой впервые в научной литературе обобщен мировой опыт становления непрерывного образования.

In_poisk

Gl_soc

Мы убеждены, что основу нашей успешной деятельности составляет прежде всего человеческий ресурс, качество игроков нашей команды, которое себе достаточно высокое (в коллективе работают 10% докторов наук, профессоров и 58% кандидатов наук, доцентов). И все же главное – не столько в уровне квалификации кадров, сколько в степени единства, профессионализма, чувстве ответственности всех ее членов. Человеческий потенциал в ходе реформ и революций XX века подвергся страшному разрушению. И оно продолжается. Утрата доверия ко всем и ко всему – к власти, к людям, даже к самому себе. Протестные настроения носят деструктивный, разрушительный характер. Падение морально-нравственных устоев общества таит в себе реальную угрозу необратимых для человечества последствий. Образование призвано спасти человечество от полной деградации и самоуничтожения. Будущее образование за непрерывностью, за интегрированными научно-учебными комплексами, над созданием одного из которых успешно трудится и Народная украинская академия. В планах на ближайшее время – подготовка совместной российско-украинской коллективной монографии по особенностям становления непрерывного образования в наших странах и масштабное социологическое исследование по влиянию непрерывного образования на качество подготовки специалистов.

Д-р ист. наук, профессор

Астахова В. И.