О ходе эксперимента по отработке инновационной модели непрерывного образования на базе Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» в 2007-2012 гг.

Завтрашний день образования и вообще всей жизнедеятельности общества определяется в первую очередь возможностями постоянного самосовершенствования и самоутверждения личности.

Возможности эти могут быть обеспечены только путем кардинального обновления образовательных систем на основе самого широкого использования принципов непрерывного образования и современных информационных технологий.

Необходимость кардинального реформирования образования стала осознаваться цивилизованным миром уже в начале 60-х годов прошлого столетия. Среди назревших реформ, требующих незамедлительного осуществления, международные документы особо выделяли такие как: демократизация, фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация образования; обеспечение высокого уровня естественнонаучной, математической и компьютерной грамотности учащихся; осуществление органической связи системы образования с общественными структурами и средствами массовой информации, представляющими важнейшие источники неформального образования граждан; интернационализация образования. Но главной стратегической задачей модернизации образования во всех программных документах последних десятилетий определялась реализация быстрого развития системы непрерывного образования с широким использованием современных педагогических и информационных технологий (см. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Принята на Всемирной конференции ЮНЕСКО. Париж, 5-6 октября 1998 г. // Alma mater. 1999. № 3. С. 29-35).

У мирового сообщества в XXI веке нет альтернативы непрерывному образованию. Вместе с тем следует признать, что вся мировая система образования все еще стоит в самом начале этого пути, не всегда отчетливо осознавая сущность и основные направления, неотвратимость перехода к принципам «непрерывки». Отсюда очевидная необходимость расширения экспериментальной работы, позволяющей определять оптимальные варианты движения по этому пути.

Особенно остро потребность в обновлении системы образования стоит в Украине, где трудности процесса преодоления кризисных явлений в образовании были связаны не только с глобальными факторами, но и с сугубо внутренними причинами, в первую очередь с затянувшимся на многие годы системным кризисом.

Выход из сложившейся в украинской национальной системе образования ситуации требовал решения, как минимум, трех стратегических задач, сформулированных в Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке, принятой II Всеукраинским съездом работников образования еще в октябре 2001 года.

Во-первых, обеспечение равного доступа всех граждан Украины к качественному образованию. Это значит, что вся деятельность по модернизации системы образования должна быть направлена на приведение его качества в соответствие с новейшими достижениями мировой науки, культуры и социальной практики.

Качество образования должно выступать главным национальным приоритетом и условием выполнения положений международного и национального законодательства по реализации прав граждан на получение образования. Обеспечению качества образования должны быть подчинены все материальные, финансовые, кадровые и научно-методические ресурсы общества, а также государственная политика в этой сфере.

Во-вторых, создание условий для реализации принципов непрерывности образования, возможности самосовершенствования человека на протяжении всей жизни.

В-третьих, осуществление кардинальных структурных преобразований образовательной системы, создание научно обоснованной, сориентированной на перспективу сети учебных заведений, которая по уровням подготовки, типам образовательных учреждений, формам и срокам получения образования, источникам финансирования удовлетворяла бы интересам личности и потребностям каждого региона и государства в целом.

Решение этих стратегических задач напрямую связано с созданием эффективной системы образования человека в течение всей его жизни. Тенденция непрерывности образования как основополагающий, ведущий принцип его развития и ценностный фактор каждого индивида, предусматривает воспитание человека нового типа, который в динамически меняющихся социально-экономических условиях сможет активно жить и действовать, внося максимальный вклад и в саморазвитие и в самореализацию и в развитие общества, его прогрессивное обновление. Развитие личности рассматривается при этом как непрерывный процесс, ориентирующий учебно-познавательную деятельность не только на усвоение знаний, но и на активное преобразование окружающего мира.

В Народной украинской академии над проблемами преемственности в обучении и воспитании, над созданием оригинальной модели непрерывного образования начали работать с 1990 года. Собственно именно в этом заключался главный смысл создания НУА, теоретической и практической деятельности всего коллектива на протяжении всей истории ее существования. И спустя два десятилетия с момента рождения академии, мы пришли к твердому убеждению в том, что не ошиблись в выборе стратегических ориентиров, что сумели найти свой собственный нелегкий, но очень результативный путь, сказать свое слово и в разработке теоретических проблем и в процессе практического обновления национальной системы образования.


Методологические основы и принципы проведения эксперимента по отработке нового образовательного модуля. Разработка авторской концепции создания новой образовательной модели велась на протяжении 80-х годов прошлого века, включала в себя и теоретические изыскания (подготовка и защита кандидатских и докторских диссертаций, научные публикации, конференции и семинары), и социологические исследования, и экспериментальную отработку новой модели. Методологической основой послужили документы ЮНЕСКО, где еще в начале 1960-х была предельно конкретно сформулирована цель непрерывного образования, базирующаяся на его коммуникативной и гуманистической функциях: «Мы прежде всего хотим, – было записано в Декларации «О праве на получение знаний», – дать всестороннее образование всем людям, всему человечеству, а не каким-либо отдельным лицам, не ограниченному кругу и даже не многим, а всем людям вместе и в отдельности, молодым и пожилым, богатым и бедным, знатным и простым, мужчинам и женщинам – всем, кому судьба уготовила в этом мире родиться человеком. Это необходимо для того, чтобы, наконец, все представители рода человеческого могли стать образованными – люди любого возраста, любого социального происхождения, обоих полов и во всех странах... Так же, как весь мир является школой для всего рода человеческого с начала бытия и до самого конца, так и вся жизнь является школой для каждого человека от колыбели до могилы... Человеку в любом возрасте суждено учиться, причем у него цель обучения и есть цель жизни» (см.: Право на получение знаний: на пути к образованию для всех в течение всей жизни: Всемирный доклад по образованию, 2000. – М.: Изд-во ЮНЕСКО: издат. Дом Магистр-Пресс, 2000, 192 с.).

В Болонской декларации непрерывное образование рассматривается как уникальный механизм выживания человека и общества в информационную эпоху. Требования гуманистического подхода к реализации идей непрерывного образования отчетливо звучали и в программных документах украинского государства, где важнейшей задачей школы, и высшей в том числе, определяется воспитание человека, его профессиональная подготовка и формирование готовности жить в современных крайне быстро изменяющихся условиях. Для этого необходимо обеспечить преемственность и поступательность развития всех образовательных ступеней, создать возможность для обучения и самосовершенствования каждого человека на протяжении всей его жизни.

В отечественной научной и публицистической литературе непрерывное образование рассматривается как единство и совокупность всего образовательного процесса. Эта концепция охватывает все аспекты образования, включая все его составляющие, причем это целое больше, чем сумма составляющих. Не существует такого понятия, как самостоятельная «постоянная» часть образования, которая не была бы образованием на протяжении всей жизни.

Отсюда основополагающий методологический вывод, сделанный впервые в научной литературе исследователями ХГУ «НУА», непрерывное образование – не есть новая образовательная система, а исходный принцип, лежащий в основе всей организации образования, то есть главный системообразующий принцип, который составляет основу развития каждого из элементов любой образовательной системы.

Вокруг этого исходного принципа формируется система базовых принципов функционирования непрерывного образования. Наше видение этих принципов представлено в табл. 1.

Таблица 1.

Базовые принципы функционирования непрерывного образования

 

 

Принципы

Характер проявления принципов в системе непрерывного образования

принцип целостности

Обеспечивается рядом системообразующих социально-педагогических факторов, главный из которых — всестороннее, гармоничное развитие личности, создание необходимых условий для такого развития. Целостность образовательной системы означает, что в ее структуре нет более или менее важных звеньев. Все они вносят свой вклад в решение общих задач.

Принцип преемственности

В данном случае речь идет о преемственности между различными ступенями и формами образования, между различными направлениями формирования личности, о преемственности образовательных программ, их согласовании на всех уровнях подготовки, о взаимосвязи общего и профессионального образования и т. д. Преемственность ориентирует на активное взаимодействие всех элементов в системе непрерывного образования.

Принцип интеграции

Подразумевает интеграцию всех образовательных воздействий и образовательных структур. Базовой проблемой выступает здесь создание единого образовательного пространства, в рамках которого будут созданы условия для постоянного и всестороннего образовательного воздействия на личность.

Принцип гибкости и маневренности

Данный принцип предполагает быстрое реагирование (как организационное, так и содержательное) на потребности общества и личности. Маневренность образовательных программ и организационных форм особенно актуальна при возможной смене или дополнении человеком профиля своей профессиональной деятельности, что сегодня достаточно распространенное явление из-за существующей конкуренции на рынке труда, особых требований работодателей. Одним из конкретных проявлений деятельности этого принципа являются сдвоенные специальности, одновременное обучение по нескольким программам и др.

Принцип непрерывности, бесконечности

Отражает саму сущность непрерывного образования и предполагает незавершенность потока образовательных воздействий.

Принцип многоуровневости

Предполагает наличие множества уровней и ступеней образования. В соответствии с ним, чем больше в системе образования будет завершенных, подкрепленных соответствующими позитивными результатами уровней и ступеней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора пути познания, изменения при необходимости образовательной, профессиональной траектории. Многоуровневость означает также, что система образовательных практик социальных субъектов дифференцируется в зависимости от их потребностей и уже имеющегося образовательного уровня.

Принцип индивидуализации

Предполагает реализацию индивидуального подхода посредством помощи в самостоятельной выработке каждым социальным субъектом своей собственной индивидуальной методики пополнения знаний. Следует отметить, что в контексте развития концепции непрерывного образования принцип индивидуализации приобретает также оттенок индивидуального развития.

Принцип цикличности

Предполагает разделение этапов обучения на ряд достаточно самостоятельных периодов, позволяющих с освоением нового периода достигать все более высокого уровня. Наряду с этим в системе непрерывного образования сохраняется возможность обновления знаний в любой момент жизни.

Принцип вариативности форм и методов обучения

Формы и методы обучения подбираются в соответствии с образовательными потребностями социальных субъектов. При этом значительно активизируется не только система формального образования, но, прежде всего, информального и неформального.

Принцип соответствия образовательной подготовки реальным личностным и общественным потребностям

Речь идет о том, что вся образовательная подготовка ориентирована на систему потребностей социальных субъектов.

Принцип всеобщности и дополнительности

Подразумевает, что непрерывное образование охватывает все население, и при этом образовательная стратегия каждого строится путем наращивания, дополнения базового образования другими формами. Этот принцип характеризует вектор «движения вперед» человека в образовательном пространстве, что предполагает ломку традиционной образовательной пирамиды, где внизу располагается самый массовый контингент и выпуск.

Принцип открытости и практической направленности

Здесь актуален вопрос о доступности различных форм и видов образования и вели, реализуемой ими, которая не должна быть «оторвана» от реальных социальных процессов, от тех социальных практик, которые реализуются социальными субъектами.

Принцип инновационности

Цели и задачи, которые ставятся в непрерывной системе образовательных координат, предполагают внедрение и использование инновационных технологий образовательной деятельности. При этом актуальным является, на наш взгляд, в рамках непрерывного образования восприятие инноваций как явлений, изменяющих среду своего применения.


На основе этих методологических положений и формулировалась триединая задача учебно-воспитательной работы, которую призван с необходимостью решать каждый вуз, а тем более такой экспериментальный интегрированный комплекс, каким является НУА:

1. Создание соответствующей культурно-образовательной среды, способной обеспечить благоприятные условия для обучения и воспитания на принципах life long Education и представляющей собой профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое конкретным учебным заведением и его педагогической системой и с целью формирования духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

2. Формирование кадрового потенциала, понимающего и принимающего особенности педагогической работы в новых исторических условиях, сознающего, что личный пример воспитателя – главный вектор воспитательной работы. Создание и совершенствование системы воспитания воспитателей.

3. Разработка теоретических основ и системы практических мероприятий, обеспечивающих преемственность и активное участие, инициативность всех субъектов учебно-воспитательного процесса в решении стоящих перед коллективом задач.

Перые итоги эксперимента. Что мы сумели сделать в этом направлении за истекшие 20 лет и за 2012 год конкретно и какие задачи нам предстоит решать в дальнейшем?

Мы работали одновременно в нескольких направлениях. С одной стороны, на протяжении всей истории НУА проводятся целенаправленные теоретические исследования, связанные с абсолютно новыми для Украины проблемами институционализации непрерывного образования, с реализацией, принятой нами в 2006 году концепции создания нового образовательного модуля. Первые наши публикации по этой проблеме появились еще до официальной регистрации Народной украинской академии – в конце 80-х годов. Систематические исследования начались в середине 1990-х, когда мы получили право набора в собственную аспирантуру, и были утверждены темы первых кандидатских и докторских диссертаций.

Можно с уверенностью утверждать, что до этого времени диссертационных исследований по проблемам непрерывного образования в Украине не было. В изданиях НУА появились первые результаты научных исследований; на базе НУА и по ее инициативе прошли первые региональные и международные научные конференции по проблемам непрерывного образования. К 2005 году подобные конференции, защиты диссертаций и подготовка монографий вошли у нас в четко отрегулированную систему (минимум 5-7 защит и 2-3 монографии в год).

Вторым направлением деятельности коллектива академии стала подготовка кадров преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и сотрудников, – кадров новой генерации, способных трудиться в новой образовательной среде, готовых к работе «в единой команде», на протяжении длительного времени нарабатывая на общий результат, к тому же еще и не всегда отчетливо видимый. Для реализации наших планов требовалось мотивированная, целенаправленная, скоординированная деятельность всех участников педагогического процесса. Творческий поиск продуктивных функциональных связей между преподавателями различных дисциплин и квалификационных уровней обучения, работающих на достижение сообща сформулированной цели, способствовал формированию и развитию психолого-педагогических компетенций педагогов, интегрированию профессиональных знаний каждого члена коллектива, обеспечивал формирование здорового психологического климата – важнейшего условия коллективного творчества.

В состав команды совместно работающих школьных учителей и вузовских преподавателей, школьников и студентов входят люди разного возраста (максимальная разница, в возрасте составляет около пятидесяти лет) и уровня квалификации. Роль их совместного творчества в процессе развития профессионального мировоззрения, усвоения новых требований и стандартов трудно переоценить. Молодые преподаватели, работающие рядом с маститыми учеными над общей проблемой, отмечают позитивную динамику личностной мотивационной сферы.

Научно-образовательный, поисковый процесс, реализуемый в соответствии с педагогическим принципом «работа в команде», позволил не только стимулировать рост компетентности педагогов, но и установить между членами коллектива продуктивные отношения, результатом которых стало создание принципиально новой образовательной структуры, что было третьей составляющей нашей деятельности.

Программа эксперимента предусматривала создание многоступенчатого образовательного модуля, обеспечивающего интеграционные процессы и по горизонтали (взаимодействие, взаимопроникновение всех видов деятельности между факультетами, специальностями, кафедрами и подразделениями) и по вертикали (стыковка всех образовательно-квалификационных уровней, создание единых «сквозных» учебных планов и программ, единых учебно-вспомогательных подразделений, служб и т. п.).

Достижение поставленных нами целей существенно усложнялось не только полным отсутствием государственного финансирования эксперимента, но и необходимостью обеспечивать высококачественный набор студентов и школьников, их нестандартную подготовку в свете новейших требований и их трудоустройство. Большой проблемой остается до сих пор полное отсутствие правового поля деятельности приватного учебного заведения и функционирования экспериментальной площадки. Этот статус МОНМС Украины присвоило академии в 1997 году, подтвердило его в 2002 и в 2007 гг. А в августе 2012 г. эксперимент был вновь продолжен до 2017 года (см.: Приказ МОНМС Украины № 884 от 02.08.2012).

Уже концу 1990-х годов мы вышли на плановые показатели создания принципиально новой модели учебно-научного комплекса, характеризующегося кардинальными структурными новациями, основанными на общемировых тенденциях и на убежденности в том, что нужно изменять не отдельные элементы системы образования, а всю систему в целом – ее цели, задачи, содержание, направленность деятельности, взаимосвязь и взаимодействие между ее составляющими.

Однако мы не пошли по пути кардинального разрушения существующих структур, путем огульного отрицания достижений предшествующей эпохи. Мы добивались обновления через постепенную отработку отдельных элементов системы, через совершенствование ее механизмов на основе экспериментальной отработки каждой детали. В итоге, спустя 20 лет сложной многоплановой работы, мы получили инновационный, интегрированный учебно-научный комплекс с его сложившимися четкими функциональными связями и структурно-координированным взаимодействием всех подразделений, с единой системой управления, четким закреплением основных аспектов деятельности в правовых документах, в частности, в лицензиях и сертификатах на IV уровень аккредитации вуза в целом, и главное – в проведении общей образовательной политики всеми субъектами комплекса, позволяющей отрабатывать и внедрять интегрированные учебные планы и программы, «сквозные» методы обучения и воспитания.

Подводя итоги двадцатилетней работы, мы имеем все основания утверждать, что многого достигли в реализации своей концепции непрерывного образования: интегрированные кафедры и интегрированные программы, обеспеченные методическими разработками разных уровней, единство концептуальных подходов и требований, взаимопроникновение методов обучения и воспитания, единство научных подходов и исследовательской проблематики, наличие научных школ, разрабатывающих единую комплексную тему «Формирование интеллектуального потенциала общества в условиях современных социальных трансформаций» (государственный регистрационный номер 0111U000011).

И все же самым главным достижением за эти годы мы считаем общественное признание того, что новый интегрированный образовательный комплекс, как система, обеспечивающая взаимосвязь и взаимодействие, взаимопроникновение всех ее структурных элементов, существует, функционирует и дает положительно-качественные результаты. Именно такой вывод был сделан на заседании Коллегии Главного управления образования и науки, заслушавшей отчет о ходе эксперимента за 2002-2007 годы.

Итоги экспериментальной работы за 2007-2012 гг. В течение последнего пятилетия главное внимание уделялось совершенствованию интегрированных учебных программ, работе научных школ, созданию и деятельности общественных объединений, отработке педагогики партнерства, усилению интеграционных процессов по горизонтали и по вертикали.

Интегрированные программы по базовым дисциплинам (математика, экономика, иностранные языки, история, физическое воспитание, экология и природоведение и др.) после их экспериментальной «обкатки»были полностью обновлены. Вновь разработаны методические рекомендации для преподавателей по оптимизации использования программ и на них получены грифы МОНМС Украины. Проведены структурные изменения, обеспечивающие функционирование на каждом факультете не менее трех специальных кафедр.

Академия за эти годы стала членом Международной ассоциации университетов (октябрь 2012 г.) и подписала Великую хартию университетов мира (сентябрь 2009 г.), в марте она была внесена в государственный реестр научных учреждений, которым оказывается поддержка государства (свидетельство серии ВВ № 01658 от 29.03.2012).

Расширились международные контакты, свидетельствующие о признании нашей деятельности за рубежом и растущем к ней интересе. Только в 2012 г. подписаны договоры о сотрудничестве с Российским государственным гуманитарным университетом, с социологическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова, со Щецинским университетом в Польше, Швейцарской школой бизнеса в городе Монтре, с Минским институтом управления. Проведены совместные научные исследования с Новгородским государственным университетом (результаты опубликованы в международной коллективной монографии «Глобальная социология образования». В.Новгород–Москва, 2012), готовится совместная монография с Ленинградским государственным университетом им. А. С. Пушкина.

За последние пять лет на базе Академии проведено 22 международные научные конференции, защищено около 30 кандидатских и докторских диссертаций, опубликованы десятки монографий, учебников и учебных пособий. В среднем на каждого преподавателя в год приходится от 3-х до 7 публикаций, объемом до 5 п.л. Завершился процесс формирования научных школ, которые работают как по основной тематике НУА (проблемы образования), так и по темам, связанным с профессиональными интересами студенчества.

Ежегодно студенты и школьники НУА активно участвуют в олимпиадах, турнирах и конкурсах всех уровней, принося обязательные победы. Главным итогом НИР–2012 стала монография «Инновационный поиск продолжается», в которой впервые в научной литературе обобщен мировой опыт становления непрерывного образования.

В области воспитания в последние годы главное внимание уделялось формированию академической культуры и соответствующей культурно- образовательной среды, воспитанию воспитателей, а также работе студенческого и ученического самоуправления, созданию и деятельности общественных структур (художественный совет и совет музея, клуб ветеранов образования и библиотечный совет, совет профессоров НУА и др.).

Материально-техническая база академии, которая создавалась постепенно на протяжении всей ее истории (Центр научно-гуманитарной информации с шестью самостоятельными библиотеками насчитывает в настоящее время около 200 тыс. томов электронная библиотека – более 2 тыс. изданий. Все библиотечные процессы полностью автоматизированы. В Академии функционирует 4 мультимедийные аудитории, 3 интерактивные доски, 16 компьютерных классов и локальная компьютерная сеть. Большую воспитательную работу ведут Центр украинской культуры. Актовый зал и каминный зал, обеспечивают проведение необходимых мероприятий. В 2012 году завершилась реконструкция спортивной площадки, значительно расширившая возможности спорткомплекса НУА. Но главное – на сегодня мы имеем полное обеспечение собственными учебными площадями, что позволяет нам ставить перед собой и успешно решать все более сложные задачи.

Однако, мы убеждены, что основу нашей успешной деятельности составляет прежде всего человеческий ресурс, качество игроков нашей команды. Главное не столько в уровне квалификации, сколько в степени единства, профессионализма, чувстве ответственности всех ее членов. Человеческий потенциал в ходе реформ и революций XX века подвергся страшному разрушению. И оно продолжается. Утрата доверия ко всем и ко всему – к власти, к людям, даже к самому себе. Протестные настроения носят деструктивный, разрушительный характер. Падение морально-нравственных устоев общества таит в себе реальную угрозу необратимых для человечества последствий. Образование призвано спасти человечество от полной деградации и самоуничтожения. Будущее образование за непрерывностью, за интегрированными научно-учебными комплексами, в создании которых готова активно участвовать и Народная украинская академия.

Докладная записка утверждена на заседании Ученого совета ХГУ «НУА» 26 ноября 2012 г., протокол 3.



Ректор Харьковского гуманитарного университета
«Народная украинская академия» Е.В.Астахова