Гений просвещенья и науки:

Михаил Васильевич Ломоносов

0

Соединяя необыкновенную силу воли

с необыкновенной силою понятия,

Ломоносов обнял все отрасли просвещения.

А. Пушкин

 

 

История человечества знает множество примеров разносторонне одаренных людей: крупнейший итальянский художник Леонардо да Винчи, немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель Вольфганг Гете, учёный-химик, медик и композитор Александр Порфирьевич Бородин. Список имен можно было бы значительно увеличить, но не нашли бы мы среди них человека столь разносторонне одаренного природой, как великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Трудно даже перечислить те области науки и искусства, которые озарил гений Ломоносова. А. С. Пушкин писал «Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и проник». Связь науки с практикой, с повседневными задачами жизни – органическое свойство работ Ломоносова. «Науки художествам путь показывают; художества происхождения наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат», – писал он. И эту мысль Михаил Васильевич подтверждал всем своим творчеством.

Приглашаем вас ознакомиться с трудами великого ученого, которые представлены как в собрании нашей библиотеки так и ресурсах Интернет, а также с изданиями, рассказывающими о жизненном и творческом пути М. В. Ломоносова.

Организатор российской науки

Часть своей жизни Ломоносов выступал как талантливый организатор науки. Создание первой в России научной Химической лаборатории, организация географических исследований, снаряжение астрономических экспедиций, подготовка плаваний с целью освоения Северного морского пути, разработка многочисленных проектов переустройства Петербургской Академии наук и, наконец, основание Московского университета – вот далеко не полный перечень заслуг Ломоносова как организатора науки.

1274
У59

 

 

В 1754-1755 гг. Ломоносов М. В. вместе с И. И. Шуваловым готовил открытие Императорского Московского университета. Среди сохранившихся документов служебной деятельности Ломоносова его взгляды на университет наиболее полно раскрыты в проекте Привелегии, которая должна быть высочайше утверждена и обнародована непосредственно перед открытием Петербургского университета, «соединенного с Академией наук». Издание Привелегии являлось традицией, обязательно присущей основанию университета и восходящей еще к Средневековью. Она объявляла об особых правах университета и статусе его членов по отношению к другим государственным институтам. Особенностью ломоносовского проекта является то, что данная Привелегия пытается вписать корпоративный строй, традиционно присущий европейскому университету, в реалии послепетровской Российской империи, соответствующей государству Нового времени.

Естественнонаучные труды

345

87.3
Л75
Ломоносов М.В. Избранные философские произведения / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Каф. истории рус. философии; Под общ. ред. и с предисл. Г.С. Гасецкого. – М. : Госполитиздат, 1950. – 758 с.

Настоящее издание содержит избранные философские, естественно-научные и общественно-политические произведения основоположника материалистической философии и опытной науки России великого русского ученого, мыслителя и выдающегося деятеля М.В. Ломоносова.

Научные труды по истории

67

63.3
И90

На диске представлены крупнейшее собрание фундаментальных многотомных трудов по русской истории, включающие как классические обзорные работы, так и монографии, посвященные отдельным сложным и драматическим страницам истории России. Среди них особое место занимают труды М.В. Ломоносова. Русской историей ученый начал заниматься еще в 1749 г., но систематические исследования в этом направлении он начал с 1751 г., постепенно собрав по подлинным документам «Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года» (1-2 части), опубликованную в 1766 г. и «Краткий российский летописец с родословием» (1760 г.), представляющий собой перечень собой перечень важнейших событий до эпохи Петра 1 включительно. Ломоносов выступал с критикой норманской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Он признавал определенную роль народных масс в историческом процессе, однако, решающую роль отводил деятельности отдельных исторических личностей.

Ломоносов – филолог, литератор, художник.

Роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя литературного русского языка была настолько велика, что известный русский критик Белинский определил ее так: «с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном». Конечно русская литература существовала и до Ломоносова, но именно он преобразовал русский язык и русское стихосложение, предав им форму и направление развития.

8Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию [Электронный ресурс] / М. В. Ломоносов // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – Режим доступа: http://feb-web.ru /feb/lomonos/texts/lo0/lo7/lo7-0892.htm.

Выход в свет «Риторики» явился событием большого исторического значения. Заслуга молодого ученого заключалась в том, что он утвердил основные положения русской литературной речи. В начале 40-х годов русский литературный язык был полон стилистических и лексических противоречий. В нем сочетался церковно-славянский язык, разговорная русская речь и иностранные слова. В отличие от прежних курсов, написанных на труднопонимаемом церковно-славянском языке или еще менее доступному русскому читателю латинском языке, «Риторика» была изложена простым и образным русским языком и предназначена для широкого демократического круга читателей. В течении последующих лет (1744-1746) Ломоносов не прекращал работы над «Риторикой» В начале 1747 г. рукопись книги была передана для издания под новым названием: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные сражения», она содержала свод правил, которым необходимо было следовать в литературных произведениях. «Риторика» выдержала несколько изданий и много раз перепечатывалась после его смерти.

9Ломоносов М. В. Российская грамматика [Электронный ресурс] / М. В. Ломоносов // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/ lomonos/texts/lo0/lo7/lo7-3892.htm

М. Ломоносов придавал огромное значение национальному языку в развитии культуры народа. Он считал, что культура каждого народа должна развиваться на основе своего национального языка, чем выше его культура, тем богаче и разнообразнее его язык. По мнению ученого, богатый по своему содержанию «природный» русский язык должен стать основой русского литературного языка. Результатом многолетней работы Ломоносова над русским языком и явилось создание в 1755 г. «Российской грамматики». Как указывал автор, грамматика имеет теоретическое и практическое значение. Теоретическое ее значение заключается в том, что она рассказывает о законах нашего языка, дает их стройную систему, указывает на особенности языка. Практическое же значение состоит в том, что она показывает, учит, как нужно правильно говорить и писать, намечает путь, по которому должен развиваться литературный русский язык. «Российская грамматика» состояла из шести отделов или, как их назвал Ломоносов, «наставлений». Первые «Наставления» касались общего значения слова, правил написания различных слов и звуков нашего языка. Далее излагались учение о частях речи и синтаксис.

101112

84
Р89
Русская поэзия XVII-XX веков [Электр.ресурс]. – М. : DirectMedia, 2004. – 1 o=эл. опт. диск (DVD-ROM)

Поэтический талант Ломоносова поражает до сих пор, кажется невозможным, чтобы один человек обладал столь разнообразными способностями. Долгое время в иностранных книгах писали о том, что в России было два Ломоносова: один – химик, другой поэт. Для поэтического творчества Ломоносова характерно высокое идейное содержание его произведений, он писал «В безделицах я стихотворца не вижу, в обществе гражданина видеть его хочу, перстом измеряющего пороки людские». Поэзия являлась для Ломоносова средством распространения знаний, в своих литературных работах сближал он поэзию с наукой. Многие его «чисто научные» сочинения, являются посвященными научным темам стихотворениями в прозе, а многие поэтические произведения – научными диссертациями («Письмо о пользе стекла»). Особенно созвучным поэтическому таланту Ломоносова оказался ныне забытый вид поэтического произведения, называющийся одой, которые он писал на протяжении своей более чем двадцатилетней литературной деятельности. На судьбу Ломоносова сильнейшее влияние оказывал успех его поэтических произведений при дворе Императрицы Елизаветы, сама императрица и ее приближенные, не понимали значения научных работ Ломоносова, однако нравились им его звучные оды. Особенную известность получила «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Много поколений восхищалось вдохновенными строками

 

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать…

 

Сам Ломоносов писал «Стихотворство – моя утеха…»

 

О М.В. Ломоносове

1314

1. Бантыш-Каменский Д. Н. Ломоносов Михаил Васильевич / Д. Н. Бантыш-Каменский // Энциклопедия знаменитых россиян : ил. изд. - М. : ЭКСМО, 2008. – С. 375-380.

1516

2. Ильшева-Введенская Н. П. Дух просвещения на Воробьевых горах : об истории Воробьевых гор и о Моск. ун-те / Н. П. Ильшева-Введенская. – М. : Проспект, 2009. – 198 с.

1718

3. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей [Электронный ресурс] / А. О. Ишимова. – М. : DirectMedia, 2007. – 1 o=эл. опт. диск (DVD-ROM)

19

4. Кудрявцев Б. Б. Михаил Васильевич Ломоносов : Его жизнь и деятельность / Б. Б. Кудрявцев. – М.; Л. : Гос. изд-во техн.-теорет. лит., 1949. – 108 с.

20

5. Ломоносов М. В. : избр. произведения [Электронный ресурс] // Русская электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/.

21

6. Ломоносов Михаил Васильевич : сайт. посвященный 300-летию ученого [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lomonosov300.ru.

2223

7. Минералов Ю. И. Михаил Васильевич Ломоносов / Ю. И. Минералов // История русской литературы  XVIII века : [учеб. пособие]. – М. : Высш. шк., 2007. – С. 58-79.

231

8. Михайло Ломоносов : многосер. худ. фильм [Электронный ресурс] / реж. А. Прошкин // Википедия : свобод. энцикл. .– Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%85% D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE_%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0% BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2_(%D1%84%D0%B8%D0%BB% D1%8C%D0%BC,_1986)

2425

9. Павлова Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов / Г. Е. Павлова; АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники; [Отв. ред. С.А. Погодин]. – М. : Наука, 1980. – 280 с.

26

10. Потапурченко З. Н. Михаил Ломоносов : комплекс. учеб. пособие для изучающих рус. яз. как иностр. : [кн. для чтения] / З.Н. Потапурченко, А.П. Бубнова. – М. : Русский язык. Курсы, 2011. – 31 с.

11. Потапурченко З. Н. Михаил Ломоносов : комплекс. учеб. пособие : [видеофильм] / З.Н. Потапурченко, А.П. Бубнова. – М. : Русский язык. Курсы, 2011. – 1 o=эл. опт. диск (CD-ROM)

2728

12. Румянцева Л. Русский Леонардо да Винчи: М. В. Ломоносов / Любовь Румянцева // Русский Мир.RU. – 2011. – № 10. – С. 42-47.

2930

13. Соколов А. В. Ломоносовский период / А. В. Соколов // Поколения русской интеллигенции. – СПб. : Изд-во СПбГУП, 2009. – C. 274-281.

3132

3334

14. Соловьев В. М. Михаил Ломоносов / В.М. Соловьев // Слово о России : кн. для чтения по рус. истории. – М. : Рус. яз. : Курсы, 2003. – С. 83-87.