Лидерство глазами студентов

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ

Наиболее существенное влияние на развитие лидерских качеств студентов оказывает институт образования. Изучение теории и практики лидерства показывает, что на их формирование воздействуют две группы факторов: объективные (исторические, политические, экономические, правовые, экологические, социокультурные, информационно-технологические и др.) и субъективные (сформированность лидерских качеств, уровень профессиональной компетентности, авторитет и общественно-политическая зрелость лидера).

В связи с этим достаточно значимым видится анализ влияния этих факторов на субъектов образовательного процесса через их различную деятельность: учебно-познавательную, научную, социально-политическую, в художественном творчестве, спорте, общении.

Значительную роль, по нашему мнению, оказывает студенческое самоуправление, в рамках которого развитие лидерских качеств может рассматриваться как приобретение опыта активного социально значимого лидерского поведения.

При участии в самоуправлении, как свидетельствуют образовательные практики, развиваются такие характерные черты, как инициатива; самостоятельность; стремление к достижению успеха; активное участие в социально значимых проектах; готовность взять на себя ответственность за результаты и последствия деятельности, быть лидером; осознание своей причастности к преобразованию социальной среды; реализация различных уровней социально-нравственной позиции в ходе деятельности.

Эти выводы подтверждают результаты проведенного нами в мае 2016 г. экспертного опроса «Представления студентов об идеальном лидере» (в качестве экспертов выступили участники городской молодежной программы «МОСТ» (n=43)), которые определили такие значимые характеристики лидера, как коммуникабельность, целеустремленность, инициативность, порядочность, высокообразованность, готовность к эффективному взаимодействию с окружающими. Можно предположить, что к такому идеалу стремятся и сами опрошенные студенты-лидеры и считают необходимым развиваться в рамках участия в студенческом самоуправлении.

На основании проведенного анализа следует сделать акцент на необходимости создания в вузе условий, способствующих формированию и развитию у студентов социально значимых лидерских качеств. Этому должно содействовать выявление лидеров в студенческой среде с помощью социологических, социально-психологических методик; внедрение социальных технологий по влиянию на лидерство: развитие личностных особенностей; определение эмоционального и делового лидера в группе; формирование коммуникативной компетентности; органиазция студенческих проектов и программ «Школа лидерства», «Лидер-инкубатор», «Лидер-наставник», тренингов по лидерству и др.

Эти социальные технологии ориентированы на конструктивное решение возникающих проблем по активизации роли молодежи в инновационной деятельности, по выявлению лидеров, способных воспринимать инновационную культуру вуза, разделять ее ценности, трудиться на основе творческого подхода к выполнению своих обязанностей.

Чегодаева Е.,

стипендиат обшенациональной программы

«Завтра.UA»