Штрихи к портрету современного студента (по материалам круглого стола)

108Во время работы недавно состоявшегося в медиацентре «Время» (АВЭК)  круглого стола «Портрет современного студента» преподаватели и студенты НУА «набрасывали» штрихи к образу сегодняшнего студента.

Какой же он: студент – будущий специалист, молодежный лидер, гражданин, «сетянин»..? На этот вопрос отвечали специалисты в сфере социологии образования и социологии молодежи – профессора Подольская Е. А., Михайлева Е. Г., Чибисова Н. Г., доценты Милославская Е. В., Овакимян О. С., Зверко Т. В., Нечитайло И. С. Свое мнение высказали и студенты-старшекурсники, и аспиранты.

Предлагаем несколько набросков к этому портрету.

Самая большая ошибка – полагать, что все студенты одинаковы! Как показывают социологические исследования, проведенные лабораторией проблем высшей школы ХГУ «НУА», студенты приписывают себе следующие характеристики: образованность (31,3%), уверенность в себе (37,9%), творческий подход (27,9%), профессионализм (18,6%), инициативность (15,1%), самоорганизованность (11,6%). 38% харьковских студентов связывают свой личный успех с благополучием Украины; 66,8% готовы ради благополучия Украины честно и активно трудиться, но не готовы поступиться личным благополучием.

Среди факторов достижения успеха студенты, прежде всего, называют: собственный интеллект и способности (58,7%), везение и удачу (37,4%), трудолюбие (36,6%), профессионализм и деловые качества (33,2%), качественное образование (31%).

В отличие от поколения, представленного профессорско-преподавательским составом, сегодняшние студенты являются продуктом совершенно иной социальной реальности и принадлежат к «цифровому поколению». Они привыкли к активному общению с компьютером, что предполагает избирательное и свободное восприятие информации, а также доступ к ее разнонаправленным потокам. В такой ситуации именно сеть, а не традиционная аудитория все более становится сферой диалога и обмена знаниями (в Украине 82% студентов не представляют свою жизнь без информационных технологий; 10% тратят на социальные сети более 4 часов в день).

У современных студентов вырабатывается новое отношение к образованию: они требуют обучения в духе «plug-and-play», часто не имеют привычки и желания учиться последовательно, следуя учебникам.

Студенты скорее склонны к обучению в форме участия и экспериментирования. В обучении нового типа сам студент выбирает свою образовательную траекторию, формирует навыки непрерывного образования как постоянного изменения идентичности.

Понятно, что в портрете студента столько красок, оттенков, ракурсов и аспектов, что трудно уловить все. Будем писать его вместе!

1