На книжную полку

8Коллективом преподавателей кафедры под общей редакцией Тарасовой Е. В.  подготовлена к изданию монография «Теоретические и прикладные аспекты обучения иностранному языку на неязыковых факультетах».

В большинстве неязыковых вузов Украины программы обучения иностранному языку разрабатывается селективно и ориентированы обычно на коммуникативную специфику профиля специальности. Их цель - формирование у обучаемых умения анализировать письменный текст и продуцировать письменные тексты различных жанров и навыков устного иноязычного общения на конкретные профессиональные темы.

Данная монография также посвящена рассмотрению актуальных вопросов преподавания иностранных языков в неязыковых вузах, однако в отличие от большинства других подобных изданий, во главу угла в ней ставится проблема обучения английскому языку, предполагающая развитие у студентов не только языковых (грамматика, лексика, фонетика) и речевых (чтение, аудирование, говорение и письмо) навыков, но также формирование  их социолингвистической и социокультурной компетенций. Последнее означает умение коммуникантов организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения с учетом статуса коммуникантов, этнокультурных особенностей иноязычной среды и типа дискурса в рамках которого протекает общение.

В монографии обобщен опыт обучения английскому языку студентов факультетов  «Бизнес-управление» и «Социальный менеджмент» Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия». Коллектив авторов поставил перед собой задачу сформулировать критерии определения содержания, методологии и принципов организации курсов ESP (English for specific purposes -«Английский для профессиональных целей»), методов оценивания результатов обучения и соотнесения их с международными стандартами.

Своевременность и актуальность решения этой задачи очевидна и вытекает из повышенных требований, предъявляемых сегодня украинским обществом к стандартам и качеству обучения иностранным языкам в ВУЗе, а именно, необходимости формирования у студентов навыков свободного владения иностранным языком как неотъемлемого компонента их профессиональной подготовки, обеспечивающего эффективное функционирование выпускников в  условиях диалога культур, а также их конкурентоспособность на международном рынке труда.

Монография отражает также деятельность кафедры по реализации Авторской интегрированной программы непрерывной подготовки по английскому языку учащихся средней школы и студентов неязыковых вузов и содержит методические рекомендации по работе с данной программой. В монографии использованы также теоретические положения и практические результаты современных исследований в области когнитологии, лингводидактики, педагогики, психологии и теории межкультурной коммуникации.

Теоретическая ценность представленных в монографии методических материалов заключается в обобщении педагогическим коллективом общеакадемической кафедры английского языка ХГУ «НУА» отечественного, зарубежного и собственного опыта обучения иностранному (английскому) языку студентов неязыковых специальностей. Теоретическим проблемам лингводидактики посвящены, в частности, разделы, написанные доц. Л.А. Артеменко, В.С.Полиной, Е.В. Тарасовой. Авторы исходят из того, что реализация комплексных целей, которые ставит перед собой коллектив ОКАЯ, -  а это не только обучение речевой деятельности на английском языке, но и развитие личности обучаемых, сочетание обучения и воспитания – невозможна без интеграции методологических подходов, а именно: коммуникативного, деятельностного, компетентностного и индивидуального. Теоретико-методологическую основу подобной интеграции составляет инновационная концепция диалога культур, а также положения лингвокультурного подхода в лингводидактике и лингвокультурологии.

Помимо рассмотрения собственно лингводидактических проблем, авторы монографии делятся своим опытом создания условий для творческой самореализации и саморазвития личности студента, формирования у студентов  гуманистического мировоззрения, патриотизма, высоких моральных и нравственных ценностей. В монографии нашли, в частности, отражение вопросы гуманизации образования (преп. Е.Н. Бабак), организации самостоятельной работы студентов, стимулирования их учебной автономии (доц. Л.А. Артеменко, В.С. Полина), внедрения IT-технологий в процесс обучения иностранному языку (преп. И.В. Мухортова), обучения этике межкультурной коммуникации (доц. Е.В. Тарасова).

Особого внимания заслуживают детально представленные в монографии практические аспекты обучения английскому языку, охватывающие методические приемы, используемые преподавателями ОКАЯ в практике обучения всем основным англоязычным навыкам – фонетике и чтению (доц. В.С. Полина), грамматике (ст. преп. А.А. Хильковская), устной и письменной речи (доц. Л.А. Артеменко, ст. преп. Е.В. Валюкевич) и включающие комплексы заданий, тренировочных упражнений и контрольных тестов, направленных на формирование англоязычной коммуникативной компетенции студентов с учетом их индивидуальных целеустановок, способностей и возможностей. Тщательно продуманная организация учебных занятий, создание позитивного психологического климата в учебной аудитории, коммуникативной среды, моделирующей ситуации реального иноязычного общения, групповая, парная и индивидуальная работа, интегративный и интерактивный характер занятий, предполагающий взаимодействие и общение студентов друг с другом и преподавателем, обеспечивают эффективность обучения.

В целом представленные в монографии материалы свидетельствуют о стремлении ее авторов к тому, чтобы обучение студентов неязыковых вузов английскому языку отвечало социальному заказу общества и строилось в контексте современной образовательной парадигмы, частью которой оно является.

Монография рассчитана на методистов и специалистов в области преподавания иностранных языков, но будет, несомненно, полезной также для самого широкого круга лиц, интересующихся проблемами современной лингводидактики и преподавания иностранных языков.

1