Мой ребенок - пятиклассник!

01Переход ребенка из начальной школы в среднее звено - эмоционально напряженный процесс для многих школьников и их родителей. Как облегчить привыкание к новым условиям школьной жизни, чем помочь ребенку в этот сложный период?

Трудности адаптации в пятом классе чаще всего проявляются в повышенной тревожности ребенка, неорганизованности. Важно обратить внимание на усталый, утомленный вид ребенка, нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне, стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Часто дезадаптация сопровождается нежеланием выполнять домашние задания, жалобами на те или иные события, связанные со школой, негативными характеристиками в адрес школы, учителей, одноклассников.

Трудности в адаптации частично можно объяснить тем, что, возраст пятиклассника связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Этот путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребёнка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Отсюда - конфликты со взрослыми. Ребёнок пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. В общем, меняются ценности. Если в начальной школе на первом месте была учеба, то здесь на первое место в рейтинге приоритетов выходят отношения со сверстниками, межличностное общение.

Умственная активность в этом возрасте достаточно велика, но вот способности развиваются только в той деятельности, которая имеет успех, а соответственно положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия пятиклассника. В противном случае, неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, организм и психика ребёнка подвержены не только внешним, но и внутренним изменениям.

Итак, что же делать в ситуации, когда ребенку действительно сложно адаптироваться, как правильно поддержать его, чем помочь?

Прежде всего, постарайтесь обеспечить ребёнку спокойную, щадящую обстановку, чёткий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил вашу поддержку и помощь.

Вот несколько простых правил, которые могут помочь Вашему ребенку успешно справиться со сложностями процесса адаптации:

  1. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
  2. Посещайте родительские собрания, беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, успехах и проблемах, поведении и взаимоотношении с другими детьми.
  3. Следите за режимом дня. Ребёнок должен вовремя ложиться спать, не позже 10 часов, исключите просмотр телепередач и фильмов в позднее время (если необходимо, самим от них отказаться). После уроков желательно расслабиться, полежать, ещё лучше – поспать, можно погулять. Подготовку уроков не откладывать на поздний вечер, самое работоспособное время: с 16 до 19 часов. При выполнении домашнего задания необходимо делать небольшие перерывы через каждые 20-30 минут. Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
  4. Воскресенье и каникулы полностью освободите для отдыха (уроки на понедельник лучше сделать в субботу).
  5. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
    Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком, пока он не научится сам организовывать своё время и правильно работать дома. Особенно это касается устных предметов. Недостаточно просто прочитать параграф. Ответить на вопросы, пересказать, прочитать ещё раз, чтобы ликвидировать выявленные при пересказе пробелы. При совместной работе наберитесь терпения, умейте сдерживаться, не повышать голос, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил…все нервы вымотал». Иногда такие занятия заканчиваются оскорблением ребёнка.
  6. Работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех, подчеркните. И вознаграждайте за его успехи, за его труд – это может быть совместная прогулка, поход в кино, в кафе…, иначе ребёнок может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.
  7. Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Умейте принять проблему ребенка, постарайтесь поддержать его в сложных эмоциональных состояниях.
  8. Контролируйте состояние здоровья ребенка, будьте терпеливы и чаще вспоминайте о любви к ребенку, о его ценности.

Адаптация к средней школе будет более успешной, если ребенок будет ощущать родительскую любовь и поддержку.

 

С какими сложностями в адаптации ребенка столкнулись Вы? Какие меры получилось предпринять в этой ситуации?

 

Поделитесь своим мнением, задайте волнующие Вас вопросы!

 

Терпения вам и успехов вашему школьнику!