Адаптация первоклассников к школе: проявления и факторы. Кризис 7 лет.

8Процесс адаптации к школе не только внешний (насколько ребенок спокоен и позитивен по отношению к школе), но и внутренний, затрагивающий как вопросы физического самочувствия, так и аспекты психической деятельности.

Проявлением дезадаптации может быть:

 

  • нежелание идти в школу,
  • страх перед классом,
  • неприятие этих жизненных перемен,
  • потеря аппетита,
  • нарушение сна,
  • повышение утомляемости,
  • капризность,
  • повышенная возбудимость,
  • двигательная активность и многое другое.

Адаптация к школе – это, в первую очередь, адаптация к социальному статусу, процесс построения новых, серьезных взаимоотношений с социальным окружением ребенка. Это испытание даже для тех детей, которые уже ходили до этого в детский сад. И процесс этот складывается из нескольких факторов:

1) собственно попадание в принципиально новую среду общения и деятельности, что, разумеется, требует адаптации;

2) примерно в этом возрасте, 6–8 лет, у ребенка проходит очередной возрастной кризис.

Оба эти фактора вместе дают эффект напряжения, который порой растягивается не только на первое время, но и, при неудачном течении, отражается на всем школьном обучении в течение многих лет.

Не будем подробно останавливаться на первом факторе, потому что об этом сказано довольно много – учебная среда, новые взаимоотношения, необходимость вписываться в школьную систему и подчиняться определенным правилам, режиму, повышение нагрузок и т.п. Это все на слуху. Мне же кажется более важным обратить ваше внимание на то, что обсуждается не так часто – совпадение адаптации к этим новым сложным условиям и кризиса 7-ми лет.

Кризис 7 лет

В семь лет тип мышления меняется на словесно-логический, тот тип, который является основным у взрослых людей. Смена эта происходит постепенно, и задолго до кризиса у ребенка уже могут быть некоторые свойства этого типа мышления, а сам кризис обусловлен передачей руля от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению и знаменует то, что отныне словесно-логическое мышление будет занимать большую часть головы. При этом родителям важно понимать, что этот весьма сложный, но важный переход длится довольно долго после того, как кризис уже минует. Окончательно словесно-логическое мышление во всей своей функциональной полноте формируется к 13–15 годам.

Кроме смены типа мышления, в 7 лет происходит следующий этап формирования личности – «Я – социум». До этого ребенок усваивал понятие «Я – другие Я», теперь он расширяет зону своего внимания и начинает замечать существование широкого круга людей, социума с его иерархиями, взаимоотношением и с необходимостью занять какое-то место в нем, и желательно место потеплее.

Также в этом возрасте меняется ведущий вид деятельности с игровой на познавательный. Это именно внутреннее изменение. Не оно вызвано походом в школу, а наоборот – именно это изменение, будучи замеченным поколениями наших предшественников, сформировало в разных странах одинаковую традицию отдавать детей на обучение ремеслу, профессии или ныне в школу в этом возрасте.

Именно прохождение этого кризиса является основным фактором готовности ребенка к школе. Если ребенок пошел в школу до того, как перешагнул этот рубеж, адаптация к школе наслоится на возрастные изменения и даст неблагоприятный результат. Это может выражаться как в затягивании процесса адаптации, так и в полном ее провале, который ведет к школьной дезадаптации, что приводит в свою очередь к серьезной неуспеваемости.

Родителям, на мой взгляд, важно знать, что именно происходит с ребенком и почему. Знание процесса и его причин помогает в принятии ежедневных решений, помогает быть более терпеливыми, с пониманием относиться к трудностям ребенка, доверять ему, когда он прямо или косвенно жалуется на них. Зачастую, именно поддержка и понимание – главная помощь, которую мы можем оказать другому человеку.

Виды адаптации

По времени адаптация к школе вписывается в те же рамки, что и адаптация к саду, собственно, это общие для нас временные отрезки, в которые наша психика в среднем адаптируется к любым серьезным переменам: до 2-х месяцев – активная фаза и до 6 – остаточная. В отличие от адаптации к садику, активная и остаточная стадии адаптации к школе имеют более плавный переход, и заметные признаки адаптации в пассивный период – норма. Поэтому, условно можно сказать, что нормальный период адаптации к школе – до 6 месяцев.

Течение адаптации к школе можно разделить на более-менее четкие группы.

Активная адаптация

Такая форма адаптации довольно редка. Первоклассник заметно и явно переживает, волнуется, боится. Тут могут быть и слезы, и протесты. Обычно не первого сентября (праздник для большинства детей затмевает негативные переживания) и не на виду у всех, как это делают малыши в садике, но в это время возможны и слезы, и бурные протесты, и попытки торгов, и агрессивные реакции. Активная и заметная эмоциональная реакция при нормальном протекании процесса адаптации может длиться до 2-х недель.

Отложенная адаптация

Наиболее частая форма адаптации к школе. Первое время ребенок добровольно и с энтузиазмом ходит в школу, воспринимает все с интересом. Но спустя несколько недель начинаются классические проявления адаптации в соматическом или психическом виде, или в обоих сразу. Острая фаза такого адаптационного периода с момента появления симптомов идет примерно 2 недели с понижающейся интенсивностью.

Пассивная адаптация

Наряду с отложенной адаптацией наиболее частая форма для первоклассников. В таком случае многие родители не соотносят симптомы, появляющиеся в поведении или самочувствии ребенка, с адаптацией к школе. При пассивной адаптации приспособление к новым условиям идет не за счет психического ресурса, а за счет соматического –


  • аппетит,
  • вкусовые пристрастия,
  • изменение стула,
  • повышенная утомляемость,
  • изменения характера сна,
  • скорость и качество усвоения новой информации,
  • общая нервозность,
  • капризность,
  • привязанность к ритуалам,
  • инфантильность,
  • регрессия по возрасту,
  • ревность к старшим или младшим братьям/сестрам,
  • конфликты с родителями, похожие на те, что свойственны подросткам, а не малышам.

Пассивная адаптация в той или иной форме с понижающейся интенсивностью может длиться в течение всех 6 месяцев адаптационного периода.

Проваленная адаптация

Это адаптация, которая, в силу различных факторов, прошла с низкой успешностью. Результатом такой адаптации будет в лучшем случае затяжной период негативного отношения и самочувствия ребенка, растянутый на несколько лет, в худшем – уже помянутая нами школьная дезадаптация. К сожалению, проваленная адаптация в последние годы довольно частое явление.

Быстрая адаптация

Адаптация, которой не было, быстро, гладко без проблем. Такой вариант адаптации к школе встречается и, к счастью, не очень редко – примерно четверть учеников пройдут адаптацию быстро. Это не значит, что у них не будет трудностей в классе, с учителями, что они будут хорошо учиться. Это просто значит, что они легко и быстро подстроятся под изменения в их жизни.

Подводя итог, хочу напомнить, что адаптация и радость – разные вещи. Успешно адаптировавшийся ребенок вовсе не обязательно будет рад и счастлив от перспективы 11 лет ходить в школу и делать домашние задания. И вовсе не обязательно он будет хорошо учиться.