Не хочу учиться!..

01Почему бывает так, что ребенок не хочет идти в школу? Что делать в такой ситуации взрослым? Как помочь ребенку полюбить школу?

Давайте обсудим эту тему вместе!

 

 

Вот некоторые из причин нежелания ребенка идти в школу:

  1. Страх перед неизвестностью. Чаще всего этого боятся дети, которые не ходили в дошкольные учебные заведения (садик или детские школы раннего развития). Их пугает, что рядом не будет родителей, придется общаться с незнакомыми детьми, знакомиться с новыми для них школьными правилами, которые необходимо будет соблюдать.
  2. Отсутствие психологической готовности к школе. Малыш не понимает: зачем нужно ходить в школу, делать уроки, неподвижно сидеть в течение длительного времени.
  3. Опережение сверстников в знаниях. Хорошая подготовка к первому классу, так же может иметь негативное влияние на поход в школу, так как Вашему ребенку элементарно может быть скучно и неинтересно на уроках.
  4. Конфликты с одноклассниками или учителями. Не всегда ребенок может сразу подружиться с каким-либо мальчиком или девочкой из нового коллектива, для этого нужно достаточно времени.
  5. Увеличение нагрузок. Пожалуй, данный случай самый актуальный. Родители очень часто стараются дать своему ребенку больше знаний, чтобы он в шестилетнем возрасте уже бегло читал, умел писать, хорошо считать и т.д. Для этого нанимают репетиров, с которыми ребенок занимается после уроков. А еще кружки, секции, тренировки… Очень важно дозировать нагрузки в этом возрасте и не перегружать ребенка.

 

Рекомендации психолога:

– Прислушайтесь к своему ребенку.

Если все-таки ребенок отказывается идти в школу, важно принять эту ситуацию и поверить, что это не просто лень или саботаж, за этим стоят более глубокие причины. И, когда будет удобный момент, в спокойном состоянии ребенка, например перед сном, обсудите причины беспокойства. Можно спросить, с чем он боится встретиться в школе, с чем боится не справиться. Заверьте, что вы будете его любить, что бы с ним ни случилось в школе, что в любом случае поможете и защитите.

- Попытайтесь сопереживать.

Если на утро ребенок стал капризничать, и вдруг просит оставить его дома, скажите ему: "Я понимаю твои чувства – тебе не хочется (тревожно, страшно, ты не выспался, не привык к новому режиму или к новым ребятам в классе), но идти нужно. Я буду с тобой. Мы дойдем до школы, ты пойдешь туда и справишься, а если у тебя что-то не получится, я тебе помогу".

Не игнорируйте ребенка.

Самое важное – не игнорировать слова и чувства ребенка. Не пытайтесь быстро "переключить" его на то, что в школе добрая учительница или хорошие ребята. В таком случае ребенок остается в одиночестве со своими неразделенными чувствами. У него могут быть очень серьезные причины нежелания идти в школу. Верьте своему ребенку. Дайте ему понять, что вы на его стороне.

Не нужно приказывать.

Не стоит приказным тоном говорить: "Ты должен идти в школу – и всё. Все ходят, и ты будешь ходить!" Лучше поразмышлять совместно с ребенком о том, какую пользу может принести учеба в школе. Записывайте ваши и его высказывания на лист бумаги. А затем вместе прочитайте. Повесьте этот лист в комнате малыша. Возвращайтесь к нему время от времени, дополняйте новыми мыслями.

Мотивируйте.

Кому-то это может показаться странным, но лучшая мотивация для школьника – не материальная, а нравственная. Заведите дневник или элементарную доску, на которой каждый день записывайте, чему ребенок научился за день в школе, какие качества он развил в себе. Причем, анализируйте не только занятия, но и взаимоотношения с учителем, со сверстниками. Например, "сегодня я узнал о том, чем питаются пчелы, проявил прилежность, щедрость, умение слушать" и так далее.

- Концентрируйтесь на успехе.

Частой причиной нежелания посещать школу является отставание от сверстников. Это могут быть трудности с правописанием, математикой или чтением. Ваша задача - не акцентировать внимание на неудачах. Например, проверяя домашнее задание, в первую очередь отметьте то, что у малыша получилось лучше всего (красиво написанное слово или цифра, удачный рисунок, правильно решенный пример и так далее). Это вселит в маленького школьника веру в свои силы.

Именно отношение родителей к трудностям ребенка является определяющим в процессе адаптации к школе. Наши требовательность или потакание, критика или похвала, внимание или равнодушие к успехам или сложностям наших детей влияют на их самооценку. Присмотритесь внимательнее к первоклашкам, которые с радостью и желанием идут в школу. Как их провожает родитель, что он при этом говорит, с каким выражением лица прощается с ребенком, как встречает его после школы, о чем спрашивает… Позитивный настрой, уважительное отношение, умение слушать, любовь, внимание и вера в их силы обязательно передаются нашим детям. Все в наших руках!

 

Поделитесь своими успехами первых дней школьной жизни или проблемами, с которыми пришлось столкнуться. Вместе разберемся!