Чем больше в доме игрушек, тем несчастнее дети

05Игрушки – непременный атрибут каждой детской комнаты.

Сколько же их нужно нашим детям. Хватит всего трех или пяти? Или чем больше, тем лучше? Давайте разберемся!

Детская ломится от игрушек: мягких, деревянных, развивающих, жужжащих, пищащих, поющих, настольных, а ребенок - ноль внимания на все это богатство. Родители зарекаются покупать новые, но, оказавшись в магазине, тут же сдаются под натиском пары умоляющих глаз. А потом недоумевают на форумах в Интернете: "Почему мой ребенок не любит играть в игрушки, может, я не те подарки выбираю..."

Одни называют это баловством. Другие сожалеют, что, скупая все игрушки подряд, лишают своих детей возможности мечтать. Зачем мечтать о машине или кукле, хорошо себя вести, с нетерпением считать дни до Нового года или дня рождения, потому что самые лучшие подарки получаешь только по большим праздникам. А потом родители удивляются, почему ребенок поиграл 5 минут с новой игрушкой и бросил. Ему опять скучно, а родители понеслись дальше в вихре ежедневных забот. Почему дети любят играть с поварешками, кастрюлями, пылесосом и папиными инструментами, может, потому, что в эти "игры" можно играть с родителями. Никакая самая дорогая и модная игрушка не заменит ребенку общения с родителями.

Какие душераздирающие сцены порой можно увидеть у прилавков, когда измученная мама пытается увести ревущее чадо от дорогой куклы или машинки! Многие родители, отказывая своему сыну или дочке в очередной покупке десятой машинки, даже испытывают вину перед ребенком: "Я - плохой родитель, если не куплю по его просьбе"...

На самом деле ребенку даже противопоказано иметь в своем детском уголке целую гору игрушек. Сильно рассеивается внимание, ему трудно сосредоточиться на определенной игре, он быстро утрачивает интерес к данной игрушке, требуя новую. Родители полагают, что их ребенок быстро развивается, поэтому ему скучно играть со вчерашними игрушками, но в реальности у него формируется поверхностное отношение к игровой деятельности. Нет понимания той или иной социальной роли, слабо выражены сюжетные линии в игре, тормозится общее психическое развитие. Возникают элементарные проблемы с самостоятельной уборкой.

Для активной игры ребенку вполне достаточно иметь под рукой от пяти до десяти игрушек, с которыми он может играть в самые разные игры. Можно рекомендовать родителям убрать лишние в пакет и раз в неделю делать "инвентаризацию" имеющихся в зоне доступа ребенка игрушек, заменяя одни на другие и сохраняя эффект новизны.

Существуют определенные критерии подбора игрушек соответственно возрасту ребенка и его уровню развития. Лучшей игрушкой считается та, которая направлена на развитие сенсорной и моторной системы, задействует воображение, мышление, память и восприятие. Эта игрушка должна быть максимально простой, сделанной из качественного материала. Так, грудничкам (от 0 до 12 месяцев) интересны погремушки, подвески, мобили, шуршащие мячики - эти игрушки развивают зрительный, слуховой и кожно-тактильный анализаторы, координацию движений. Детям раннего возраста (от 1 до 3 лет) подойдут пирамидки, кубики, машинки, куклы - это игрушки, с помощью которых можно организовать деятельность. Сначала идет манипулирование предметами, соотнесение по форме, цвету, величине, затем элементарные действия, характерные для той или иной социальной роли (укачивание куклы, разгрузка грузовичка и т.д.). При выборе игрушки очень важно обратить внимание на ее эстетичность и отсутствие асоциальных и агрессивных признаков. Чем проще игрушка, тем лучше она для ребенка. Например, простая кукла предпочтительнее, чем та, которая обладает готовым набором действий (говорит стандартные фразы, писает в горшок, требует еду, прогулку).