Издания НУА, посвященные Учителям

3576Академия уделяет большое внимание  теме учителя и его роли в развитии современных образовательных процессов.

В истории НУА есть уникальные издания, посвящённые преподавателям высшей и средней школы. Среди них – «Учитель, перед именем твоим», «Служение Отечеству и долгу» – очерки о ректорах харьковских ВУЗов, «Ученики об Учителе» – сборник материалов, посвящённых вкладу первого ректора НУА В. И. Астаховой в развитие образования в Украине.

В этом году увидела свет еще одна   работа «учительской» серии – «Академическая среда второй половины  XX века: Харьковский контекст»,  в котором предпринята попытка проанализировать академическую культуру Харьковской высшей школы второй половины ХХ века через призму воспоминаний сегодняшних преподавателей НУА о своих университетских наставниках, о тех, кто оказал на них наибольшее влияние.

1Выдержки из книги предлагаем вашему вниманию:

Я отчетливо помню, как, будучи преподавателем кафедры английского языка Харьковского университета им. В. Н. Каразина, проходила курсы повышения квалификации. И вот по окончании курса лекций и практических занятий по стилистике английского языка доцент Т. М. Тимошенкова принимает зачет. Все слушатели (преподаватели различных вузов Украины) знают о принципиальности и строгости Тамары Михайловны, о ее нетерпимости к безграмотности и непрофессионализму. Я, как староста группы, принимаю огонь на себя – иду отвечать первой. Сажусь перед экзаменатором, выслушиваю теоретический вопрос и вдруг осознаю, что ничего не помню, и честно признаюсь в этом. Тамара Михайловна смотрит на меня и говорит: Не выдумывайте, все вы помните. Мы все это обсуждали на занятиях, – и я успешно сдаю зачет. Позже наши преподаватели-психологи объяснили, что существует так называемый экзаменационный ступор, и преподаватель должен подготовить экзаменуемого, что и сделала Тамара Михайловна. Казалось бы, мелочь, но она очень четко характеризует мастерство преподавателя. Впоследствии я не раз применяла этот прием в отношении своих студентов.

АРТЁМЕНКО Л.А. «О моем друге — профессоре Тамаре Михайловне Тимошенковой»

Преподаватели наши были особые люди — великие, зачастую всемирно известные ученые, создатели и руководители научных школ, авторы выдающихся открытий, монографий, учебников. Можно ли найти слова, чтобы рассказать, как влияло на формирование академической среды в то время присутствие в универси тете академиков И. Н. Буланкина, Н. П. Комаря, А. В. Нагорного, Н. А. Измайлова, Н. И. Ахиезера и десятков других великих уче ных? Можно ли рассказать о том, как бежишь по университетскому коридору, а из аудитории в окружении студентов выходит ве ликий математик Н. А. Марченко или А. В. Погорелов, или единственный в Харькове ученый – Герой Социалистического Труда, любимец студентов Николай Павлович Барабашов? Остолбенеешь от восторга и забудешь даже сказать здравствуйте.

Сознание того, что мы ходим с ними одними коридорами, дышим одним воздухом, можем слышать их и видеть собственными глазами, способствовало созданию вокруг нас подлинно академической атмосферы, заставляло более ответственно относиться к учебе, внушало чувство преклонения перед родной Alma mater.

АСТАХОВА В.И. доктор исторических наук, профессор, советник ректора ХГУ «НУА»

«Они учили нас любить жизнь и верно служить своему долгу»

 

Возможность учиться у них, слушать их лекции, спорить на семинарах можно оценить только спустя время. Нам читали лекции И. К. Рыбалко, В. И. Кадеев, Е. П. Пу гач, А. Д. Перевозов, Л. С. Черномаз, Б. А. Шрамко, В. Ф. Ме- щеряков и многие другие. Эти фамилии вспоминаются сами по себе, а прошло уже почти 30 лет. Это, конечно, далеко не все, кто вел у нас занятия тогда. Но в памяти у студентки, которая, учась в школе, не мечтала особенно об изучении истории, остались эти люди. Видимо, они сами так любили то, чем занима- лись, что на лекциях и семинарах было безумно интересно. …Это огромная жизненная удача, когда на твоем пути встречаются такие профессионалы, личности, являющиеся не- исчерпаемым источником знаний, мудрости, человеческого до- стоинства. Раз есть такие Учителя, то их ученики просто обязаны быть достойны их и попытаться стать в чем-то даже лучше.

ВОЙНО-ДАНЧИШИНА О. Л. «Вся гордость учителя в учениках»

Згадуючи роки навчання, розумію, як пощастило мати таких Учителів: відомих учених, що залишили своє слово у філології – доктора філологічних наук, професора О. Г. Муромцеву; кандидата філологічних наук, доцента В. Д. Тимченка; оригінального лектора й знавця методик — кандидата філологічних наук, доцента Л. П. Федосова. Усі вони стали диригентами нашого студентського життя, взірцями в моєму подальшому професійному становленні. … Світла пам’ять тим, хто вже не з нами, многая літа живим. Успіхів і наснаги, вдячності від вихованців усіх поколінь випускників Харківського державного педагогічного університету імені Г. С. Сковороди.

ЛИТВИН Н  І. «Викладацька галерея сковородинівців, або диригенти мого педагогічного становлення»

Я понимала, что учитель —–ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.

ЛИТОВЧЕНКО А. В. «О тех, кто нас выводит в люди»

Я всегда поражалась, как у нее (Н.Н. Раевской) на все хватает времени. Наталья Николаевна читала студентам лекции и вела семинары по курсам теоретической грамматики и стилистики, а также практические занятия по английскому языку, проводила занятия с аспирантами, публиковала многочисленные статьи, учебники и учебные пособия, редактировала кафедральные монографии и материалы, поданные для публикации в Вестник Киевско го университета, принимала участие во множестве различных конференций и симпозиумов, руководила подготовкой диссертационных исследований, рецензировала диссертации и выступала оппонентом на защитах. Она постоянно находилась в окружении своих аспирантов, для консультирования которых всегда находила время, педантично вычитывала и правила каждую статью, каждую страницу их диссертаций… Профессор Раевская никогда никому не отказывала в помощи и делала это искренне и бескорыстно.

ТИМОШЕНКОВА Т. М. «Мои незабываемые учителя»

За что мы, студенты 1970-х годов, любили наших преподава-телей? Они говорили нам, что экономическая наука – это наука о человеке, о его ценностях, о его свободе и ответственности.

…Учителя моих учителей – люди XIX века. Культ професси онала, профессора, педагога – это то, что отличало университет от других явлений и форм советской жизни, даже от других вузов. Возможно, эта система была авторитарной, слишком традиционной, в чем-то такой, какой ее создавали приехавшие в начале XIX века профессора из Германии. Но в то же время эта система исподволь внушала нам, что не все ушедшее было ненужным. Не все в нашей жизни принадлежит нам, нашему поколению. Есть общее достояние всех поколений, которым мы пользуемся и которое мы должны передать нашим детям, внукам и правнукам. В словах наших старых учителей, обращенных к нам, мы слышали не только мудрость, но и горькую ноту прощания и прощения.

В этом заключался первый великий урок университета: если преподаватель не любит студентов, ему лучше не заходить в аудиторию.

ЯРЕМЕНКО О. Л. «Мои учителя в экономической науке»

 

Успешным, состоявшимся, счастливым в своей профессии человек становится, если судьба дарит ему встречу с учителями, влюбленными, в свою очередь, в своих учителей, окрыленными их идеями, освещенными их светом. Любовь к учителю, ценности которого стали твоими, отношение к жизни – образцом для подражания, нереализованные идеи – руководством к действию, становится нравственным градусником, по показаниям которого человек измеряет свою профессионально-личностную состоятельность. И если в жизни происходит хотя бы одна встреча с таким учителем, то она является смыслообразующей канвой становления человека. Люди, жизнь которых ознаменована встречей с Учителем, смотрят на мир другими глазами, потому что видят его четче, глубже, точнее, так, как будто бы он освещается из глубины души дополнительным светом мудрого взгляда человека, которому веришь.

ШИЛКУНОВА З И. «Профессий тысячи, профессионализм один»

 

 
Архив новостей >>

Фото дня

Баннер
Баннер

Наши партнеры

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер