Образование – не услуга, а студент – не клиент |
Часто и привычно говорим: «Образовательные услуги». Действительно, бизнес-подходы к оценке образовательной деятельности, коммерциализация всего и вся сегодня превалируют. Но всегда ли такие подходы оправданы. И оправданы ли вообще? НУА не привыкать идти против привычного. В данной ситуации – тот самый случай. Концептуально вся деятельность учебного заведения построена на признании образования неотъемлемым правом человека. Правом на доступ к качественному образованию. Правом на получение образования, которое не сводится к категории товара. Образовательные услуги могут быть составной частью образования. Но только частью. Давняя, интересная междисциплинарная дискуссия, в которую вовлечены философы, экономисты, правоведы, социологи, педагоги… Но ведь человек не «получает» образование, а «берет» его! Можно сказать, что образование вообще и не «благо» вовсе (в ряду других внешних по отношению к человеку благ), а неотчуждаемое свойство его собственной жизни. На университеты возложены ключевые интеллектуальные и культурные обязанности, которые в обществе, основанном на знаниях, становятся все более и более важными. Аргументы можно множить и развивать дальше. Но это уже – иной формат. Если интересно – посмотрите статьи А. Запесоцкого «Платное образование – не услуга, студент – не клиент»; С. Тангяна «Образование: право человека или коммерческая услуга?»; И. Майбурова «Соотношение понятий «образование» и «образовательные услуги»; Л. Гребнева «Образование: рынок «медвежьих услуг» и мн. др. В ЦНГИ есть специальная подборка таких материалов и на бумажных носителях, и на электронных. |