Чибисова Н.Г. Особенности воспитательной работы в условиях становления непрерывного образования (из опыта работы Народной украинской академии) / Н. Г. Чибисова // Сучасні аспекти виховання студентської молоді : тези доп. ІІІ Всеукр. наук.-практ. конф., 7–8 квіт. 2011 р. / Харк. нац. акад. міського госп-ва. – Х., 2011. – С. 89–90.
В числе первых в Украине новую модель непрерывного образования начали реализовывать в Харькове в Народной украинской академии (НУА). Создание единого образовательного комплекса по отработке модели непрерывного образования обусловило и поиск фундаментальных подходов: была разработана концепция развития комплекса до 2010 г., а также концепция воспитательной работы, которая была направлена на формирование профессионально и культурно развитой личности будущего специалиста. Концепцией были заложены основные принципы, формы и методы воспитательной работы. На протяжении двадцати лет существования НУА именно воспитательная работа стояла в центре деятельности образовательного комплекса. К воспитанию начали подходить как к процессу управления развитием личности через создание культурно-образовательной среды, наполненной разнообразными формами, методами, позволяющими развивать способности и талант каждого индивида. Воспитательная работа в академии осуществляется на всех образовательных ступенях (по вертикали: Детская школа раннего развития, Специализированная экономико-правовая школа, гуманитарный университет). Поэтому одной из особенностей воспитания в условиях непрерывного образования в НУА можно назвать – целенаправленную деятельность, основанную на преемственности, позволяющую оказывать влияние на человека с его ранних лет до глубокой старости. Данный подход позволяет формировать личность ребенка, молодого человека в разновозрастном коллективе, что также может быть отнесено к числу преимуществ воспитательного воздействия в условиях существования модели непрерывного воспитания. Воспитательная работа охватывает учебный и вне учебный процессы (по горизонтали), пронизывает все сферы жизнедеятельности образовательного комплекса. Важным элементом культурно-образовательной среды является взаимодействие личности учащегося с преподавателем, основанное на субъект-субъектном взаимодействии, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. Процесс взаимодействия преподавателя со студентом строится на основах педагогики сотрудничества и партнерства. За двадцать лет накоплен большой опыт в данном направлении деятельности, который реализуется в учебно-воспитательном процессе преподавателями университета и учителями школы, институтом тьюторов, кураторов, института классных руководителей, в работе служб Человека (эстетической, экологической, психологической, социологической, художественной и др.). Кафедры в НУА – интегрированные, они объединяют и преподавателей вуза и учителей школы. Поэтому функциональные обязанности классного руководителя, куратора, тьютора могут выполнять члены одного коллектива. Работа в рамках кафедры позволяет классным руководителям и тьюторам более тесно взаимодействовать между собой, обмениваться опытом, разрабатывать общие проекты, программы, проводить единые конкурсы и фестивали. Кроме того, работа в образовательном комплексе предоставляет возможности для педагогов реализовать свои самые смелые творческие планы. Особенностью воспитательной работы в НУА является и индивидуальный подход, который осуществляется с учетом половозрастных и личностных особенностей каждого участника образовательного процесса. Развивая индивидуальные особенности каждой личности (а для этого в НУА есть все возможности: работают научные кружки, клубы «по интересам», спортивные секции, коллективы художественной самодеятельности, молодежные общественные организации и др.), в академии подкрепляется вовлечением каждого учащегося в коллективную деятельность. В академии полагают, что организация коллективного сотрудничества выступает одной из важнейших условий социального становления личности, формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Организация воспитательной работы в условиях существования модели непрерывного образования позволяет быстрее, чем в традиционной образовательной системе выявлять в ней недостатки, просчеты и фиксировать эффективные формы и методы воспитательной работы, что, в свою очередь, будет содействовать внесению своевременных изменений и корректив в воспитательный процесс. |